Функциональная грамотность

«Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования»

что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Хочу такой сайт

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

Функциональная грамотность

Общая информация


Составляющие функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:Хочу такой сайт

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.

Что значит быть грамотным.pdf (скачать) (посмотреть)
УРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Сборник информационных и методических материалов.pdf (скачать) (посмотреть)
Компетенции 4К формирование и оценка на уроке.pdf (скачать) (посмотреть)
БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.pdf (скачать) (посмотреть)
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической , естественнонаучной , финансовой грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)

Приказы отдела образования об утверждении плана мероприятий по функциональной грамотности

19.10.2022

приказ_282_от_24.09.2021_функциональная_грамотность.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ ОО 275 от 07.10.22 О повышении функциональной грамотности в 2022-2023 уч. году.pdf (скачать) (посмотреть)
Приложение к приказу ОО 275 от 07.10.22 О повышении финансовой грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)

Приказ отдела образования о назначении ответственных за ФГ

19.10.2021

Приказ
приказ 292 от 30.09.21..pdf (скачать) (посмотреть)

Приказы Министерства образования, науки и молодежи РК по ФГ

19.10.2022

Приказ МОНМ РК
1487 МОН РК Функц.грам..pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ МОНМ РК от 16.09.2022 №1418 О повышении функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)

Приказы по школе о функциональной грамотности

19.10.2021

Приказ
Приказ 433 Об утверждении плана мероприятий по функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ № 434 о повышении функц. грамотности в 2022-2023 учебном году.pdf (скачать) (посмотреть)
Приложение 1 к приказу 434 План мероприятий по ФГ Новофедоровской школы-лицея на 2022-2023.pdf (скачать) (посмотреть)
Приложение 2 к приказу 434 о повышении функц. грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Приложение 3 к приказу 434 о повышении функц. грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)

24.01.2022

Приказ

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».