Адаптированная образовательная программа основного общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новофедоровская школалицей имени Героя Российской Федерации Т.А.Апакидзе»
Сакского района Республики Крым
Рекомендовать к утверждению
протокол педагогического совета
от 27.08.2020 №8

Утверждена
приказом от 27.08.2020 №211

Адаптированная образовательная программа
основного общего образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья
(слабослышащие и позднооглохшие дети)

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Целевой раздел......................................................................................................3
1.1 .Пояснительная записка….............................................................................3
1.2.
Планируемые
результаты
освоения
слабослышащими
и
позднооглохшими
обучающимися
АОП
ООО
СиП 5
1.3.
Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими
обучающимися планируемых результатов освоения АОП ООО СиП 14
2. Содержательный раздел........................................................................................16
2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы
16
3. Организационный раздел.....................................................................................21
3.1. Учебный план................................................................................................21
3.2.
Система
условий
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
слабослышащих и позднооглохших обучающихся........................................21

2

1. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего
образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (далее АОП
ООО Слабослышащих) – это общеобразовательная программа, адаптированная
для обучения слабослышащих и позднооглохших детей с учетом особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Настоящая адаптированная образовательная программа основного
общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
МБОУ «Новофедоровская школа – лицей имени Героя Российской Федерации
Т.А. Апакидзе» разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Адресность АОП ООО СиП
Настоящая общеобразовательная программа основного общего
образования разработана для детей с нарушением слуха с соответствующим
возрастной норме слабослышащего ребенка уровнем речевого и
психофизического развития, освоивших программу начального общего
образования и способных при специальной психолого – педагогической
помощи получать образование, сопоставимое по конечным достижениям с
образованием слышащих нормально развивающихся сверстников, находясь в
их среде и в те же календарные сроки.
Цель реализации программы — оказание комплексной помощи
слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной
общеобразовательной
программы
основного
общего
образования,
формирование их личностного и профессионального самоопределения,
способности к полной социальной адаптации.
Задачи программы:
• предоставление возможности освоения обучающимися с нарушением слуха
основной общеобразовательной программы основного общего образования и их
интеграции/инклюзии в учреждении
• создание благоприятных условий для реализации особых образовательных
потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся при
совместном обучении с нормально развивающимися сверстниками;
• специальная организация образовательной среды в соответствии с особыми
образовательными потребностями слабослышащих и позднооглохших
обучающихся, индивидуальными особенностями здоровья;
• обеспечение психолого-педагогической помощи обучающимся в овладении
содержанием образовательной программы основного общего образования в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
• обеспечение специальной психолого-педагогической помощи для
формирования у обучающихся полноценной социальной (жизненной)
компетенции, развитии коммуникативных и познавательных возможностей;
• предоставление
возможности
развития
у
слабослышащих
и
позднооглохших обучающихся адекватных представлений о собственных
1.1.

возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,
способности вступать в коммуникацию с взрослыми и учащимися по вопросам
создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и
правах в организации обучения;
• оказания
непрерывной
консультативно-методической
помощи
родителям (законным представителям) слабослышащих и позднооглохших
обучающихся. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и
позднооглохших обучающихся
Вариант
данной
программы
предназначен
для
образования
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и
(или) имплантами), которые достигли к моменту окончания начальной школы
уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт
общения со слышащими сверстниками, понимают обращенную к ним устную
речь, их собственная речь внятна, т.е. понятна окружающим.
Уникальность ситуации с имплантированными детьми заключается в том,
что их социально-психологический статус меняется в процессе
постоперационной реабилитации трижды. До момента подключения речевого
процессора ребенок может характеризоваться в соответствии с устоявшимися
классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью,
оглохший (сохранивший речь или теряющий ее). После подключения
процессора состояние слуха детей уравнивается - все благополучно
прооперированные становятся детьми, которые могут ощущать звуки
интенсивностью 30-40 дБ, что соответствует легкой тугоухости (1 степень по
международной классификации). Статус детей меняется. Они уже способны
воспринимать звуковые сигналы, надежно воспринимать неречевые звучания и
реагировать на них. Однако ребенок продолжает вести себя в быту как глухой
человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях
тяжелого нарушения слуха. Для него по-прежнему важны зрительные опоры и
привычные средства восприятия речи и коммуникации: чтение с губ,
письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка контролировать
произношение при помощи кинестетических опор и др. До тех пор, пока не
завершится первоначальный этап реабилитации, т.е. пока не произойдет
перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими на
естественный лад, он сохраняет этот особый (переходный) статус.
Благополучное завершение первоначального этапа реабилитации означает, что
ребенок с кохлеарными имплантами встал на путь естественного развития
коммуникации, и его статус вновь изменился - он начинает вести себя и
взаимодействовать с окружающими как слышащий и
начинает
демонстрировать естественное («слуховое») поведение в повседневной
домашней жизни. Выбор образовательного маршрута детей с кохлеарными
имплантами зависит от точности определения его актуального социальнопсихологического статуса. До операции оценивается характер нарушения,
степень его выраженности, время потери слуха, сроки и характер
слухопротезирования, его эффективность, наличие вторичных нарушений

развития, условия предыдущего воспитания и обучения. После подключения

процессора состояние слуха детей меняется и уравнивается, поэтому более
важными становятся различия в развитии вербальной и невербальной
коммуникации и характеристика сенсорной основы, на которой она была
сформирована.
Относительно позднооглохших детей важно отметить, что после
операции кохлеарной имплантации позднооглохший ребёнок, не имеющий
выраженных дополнительных отклонений в развитии, восстанавливает
возможность коммуникации в течение 1-3 месяцев. В этом случае
прекращается (а чаще всего предотвращается) процесс распада речи.
Таким образом, по настоящей АОП ООО СиП могут обучаться:
1) глухие дети с кохлеарными имплантами, вступающие в коммуникацию и
обладающие развернутой речью, которая или сформирована еще до операции
на зрительно-слуховой или слухо-зрительной основе (дети с тяжелыми
нарушениями слуха, обучение которых было своевременным и успешным), или
имплантированные в раннем и дошкольном возрасте;
2) оглохшие дети со сформированной на нормальной сенсорной основе речью и
коммуникацией.
АОП ООО СиП, перенесших операцию кохлеарной имплантации,
определяется с учётом результатов первоначального (запускающего) этапа
реабилитации (прежде всего, способности естественного развития
коммуникации и речи), готовности ребёнка к освоению АОП ООО СиП, т.е.
они должны иметь уровень общего и речевого развития близкий к возрастной
норме.
Особые образовательные потребности слабослышащих и
позднооглохших обучающихся.
Особые образовательные потребности различаются у слабослышащих и
позднооглохших обучающихся разных групп, поскольку задаются спецификой
нарушения, уровнем общего и речевого развития, определяют особую логику
построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему
характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными
возможностями:
Планируемые
результаты
освоения
слабослышащими
позднооглохшими обучающимися АОП ООО СиП.
1.2.

и

Самым общим результатом освоения АОП ООО СиПО для
слабослышащих и позднооглохших обучающихся должно стать полноценное
основное образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Требования к результатам обучения слабослышащих и позднооглохших
обучающихся сопоставимы с требованиями к результатам обучения
сверстников, освоивших основную образовательную программу основного
общего образования ФГОС.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
слабослышащими и позднооглохшими обучающимися АОП ООО СиПО
соответствуют ФГОС ООО.

Планируемые
результаты
освоения
слабослышащими
и
позднооглохшими обучающимися АОП ООО СиПО дополняются результатами
освоения программы коррекционной работы.
Требования к результатам освоения Программы коррекционной
работы включают:
1) овладение основными образовательными направлениями специальной
поддержки основной образовательной программы
2) овладение обучающимися социальной (жизненной) компетенцией.
Требования к результатам овладения основными образовательными
направлениями специальной поддержки основной образовательной
программы.
Данное направление предусматривает развитие речевого слуха;
совершенствование произношения; формирование произносительной стороны
устной речи; развитие сознательного использования речевых возможностей в
разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с
окружающими людьми.
Ожидаемые результаты:
•
умение воспринимать на слух с помощью индивидуальных
слуховых аппаратов, или слухового аппарата и кохлеарного импланта, или двух
имплантов речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходноразговорного характера, связанные с учебной деятельностью и с изучением
общеобразовательных предметов;
•
умение воспринимать на слух с голоса привычного диктора
(учителя) весь речевой материал, включенный в тренировочные упражнения;
•
умение воспринимать на слух речевой материал с голоса товарища,
а также в записи на более близком расстоянии;
•
умение воспринимать на слух тексты (до 15-20 и более
предложений);
•
умение воспринимать на слух диалогическую и монологическую
речь.
•
умение пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить
звуки речи и их сочетания, распределять дыхательные паузы, выделяя
синтагмы при чтении, пересказе;
•
умение изменять силу голоса, необходимую для выделения
логического ударения;
•
умение выделять ритмическую структуру слова, фразы,
воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации, с передачей
эмоциональной окрашенности речи;
•
умение различать правильное и неправильное произнесение звука с
последующим самостоятельным произношением слова (фразы);
•
умение правильного произношения в словах звуков речи и их
сочетаний, дифференцированное звуков произношение в слогах и словах,

дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в
ходе их усвоения;
•
умение произносить слова слитно на одном выдохе, определять
количество слогов в слове, фразе, изменять силу голоса в связи со словесным
ударением;
•
умение соблюдать повествовательную и
вопросительную
интонацию
при
чтении
текста,
воспроизводить
побудительную
(повелительную) и восклицательную интонации;
•
умение самостоятельно пользоваться основными правилами
орфоэпии в
речи;
•
умение вести разговор с двумя и более собеседниками;
•
умение использовать при поддержке взрослых словесную речь как
средство достижения цели в новых ситуациях общения с новыми сверстниками,
незнакомыми взрослыми, в мероприятиях школьного и внешкольного
характера, гибко применяя формы речи и речевые конструкции,
обеспечивающие взаимопонимание;
•
умение выражать или сдерживать свои эмоции в соответствии с
ситуацией общения. Стремление говорить внятно, естественно, интонированно,
соблюдая орфоэпические нормы родного языка, пользоваться голосом
нормальной силы и высоты.
Овладение слабослышащими и позднооглохшими обучающимися
социальной (жизненной) компетенцией
Итогом овладения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися
компонентом социальной (жизненной) компетенции преимущественно
являются личностные результаты. Специальные требования к ним
определяются по каждому направлению развития жизненной компетенции.
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении
Данное направление предусматривает развитие у обучающихся
адекватных представлений о его собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со
взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных
условий для пребывания в школе, представлений о своих нуждах и правах в
организации обучения.
Ожидаемые результаты:
•
умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов,
осуществлении вакцинации;
•
умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами
и/или имплантом и другими личными адаптированными средствами в разных
ситуациях (радиосистемой, выносным микрофоном и т.п.);

•
умение пользоваться специальной тревожной кнопкой на
мобильном телефоне в экстренных случаях;
•
умение написать при необходимости SMS-сообщение, правильно
выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать
возникшую проблему собственного жизнеобеспечения (Я забыл ключи, жду
тебя у подъезда; У меня болит живот, забери меня из школы; У меня не
работает батарейка, а запасной нет. И др.);
•
понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи
при проблемах в жизнеобеспечении - это нормально, необходимо, не стыдно,
не унизительно;
•
умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за
помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз
и определений (Я не слышу, помогите мне, пожалуйста; Меня мутит;
терпеть нет сил; У меня болит ...; Извините, эту прививку мне делать нельзя;
Извините, сладкие фрукты мне нельзя; у меня аллергия на ...);
•
умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей,
и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для
принятия решения в области жизнеобеспечения (например, приём медицинских
препаратов, вакцинация, ограничения в еде, режиме физической нагрузки);
•
умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном
процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (Можноя пересяду?
Мне не видно. / Яне разбираю этого шрифта. / Повернитесь пожалуйста, я
не понимаю, когда не вижу Вашего лица. И т. д.);
•
владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения
возникшей проблемы (Мне надо спросить у мамы, можно ли мне ...; Врач не
разрешил мне ...; Спросите у моей мамы, пожалуйста; свяжитесь с моими
родителями. И т.д.);
•
стремление самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками;
•
умение обращаться к учителю в случае когда, по мнению ребёнка,
возникает угроза жизни и здоровью (например, вымогательство, угроза
расправы, насилие, склонение к противоправным действиям третьих лиц, к
употреблению наркотических и психотропных веществ и т.д.);
•
умение сформулировать возникшую угрозу и иметь для этого
минимально необходимый запас слов и определений (Мне угрожают; Мне
страшно; У меня отобрали...)
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни
Данное направление работы предусматривает формирование активной
позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками
самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и
независимости в быту и помощи другим людям в быту; освоение правил
устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел
(покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и
ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.),

понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может
быть устроена по-разному; ориентировку в устройстве школьной жизни,
участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с
другими детьми; формирование стремления и потребности участвовать в
устройстве праздника, понимания значения праздника дома и
в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники
бывают разными.
Ожидаемые результаты:
•
прогресс в самостоятельности и независимости в быту;
•
прогресс в самостоятельности и независимости в школе (ребёнок
умеет самостоятельно готовить к уроку рабочее место и убирать его после
урока, переодеваться, собирать вещи в сумку и т.д., не обращаясь за помощью
к взрослым).
•
представления об устройстве домашней жизни; умение включаться
в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на
себя ответственность за выполнение домашних дел;
•
владение достаточным запасом фраз и определений для участия в
повседневных бытовых делах.
•
представления об устройстве школьной жизни; умение
ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
•
умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность, прогресс ребёнка
в этом направлении;
•
владение достаточным запасом фраз и определений для включения
в повседневные школьные дела (Скажи, пожалуйста, где кабине ...; Скажи,
пожалуйста, какой сейчас будет урок; Я бы хотел отвечать за ...; Я могу
помыть ...; Давай я помогу тебе ...; Я готов взять на себя...);
•
стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении
праздника, прогресс в этом направлении;
•
умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения
при участии в общей коллективной деятельности, выбирать ту долю участия
(занятия, дела, поручения), которую действительно можно выполнить в
соответствии с требованиями данного детского коллектива;
•
владение достаточным запасом фраз и определений для участия в
подготовке и проведении праздника (Поручите мне, пожалуйста, ...; Я могу/не
могу это сделать. Я могу, если мне поможет мама ...; Я могу это сделать
вместе с ...; Мне поможет это сделать мама. Я плохо пою, потому что плохо
слышу музыку. Но я умею рисовать...; Я хотел бы принять участие в
оформлении праздника).
3. Овладение навыками коммуникации

Данное направление предусматривает формирование знания правил
коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских
ситуациях; расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем
и дальнем окружении.
Ожидаемые результаты:
•
умение решать актуальные житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
•
умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
•
умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д.;
•
умение получать и уточнять информацию от собеседника. Освоение
культурных форм выражения своих чувств;
•
умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе
коммуникации, проявляя гибкость в вариативности высказываний, в выборе
средств общения, использовании речевых конструкций, форм, типичных для
разговорной речи (в разговоре на доступную тему);
•
умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном
процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (Можно я пересяду,
мне не видно; Повернитесь, пожалуйста, я не понимаю, когда не вижу вашего
лица; Я не понял; Я не расслышал. И т.д.);
•
умение обращаться за помощью к взрослым и сверстникам в
трудных случаях общения;
•
владение простыми навыками поведения в споре со сверстниками
(уважительно относиться к чужой позиции, уметь формулировать и
обосновывать свою точку зрения, проявлять гибкость и т.д.);
•
умение корректно выразить отказ и недовольствие, благодарность,
сочувствие и т.д. (Нет, спасибо. К сожалению, я не могу. Извините, но мне
это неприятно; Большое спасибо. Я вам/тебе очень благодарен, вы/ты мне
очень помогли/помог; Мне так жаль. Могу ли я вам чем-нибудь помочь? Я вам/
тебе искренне сочувствую; Это мамина вещь, поэтому брать её нельзя;
Извини, но мне не разрешают меняться; Я н е могу принять такой подарок.
Он очень дорогой. И др.;
•
умение получать и уточнять информацию от собеседника,
используя продуктивные речевые высказывания, т. е. отвечающие ситуации
общения и передающие мысль в наиболее понятной и лаконичной форме.
(Повторите, пожалуйста, я не услышал; Я не совсем понял, что ты имеешь в
виду; Правильно ли я вас/ тебя понял? Вы/ты сказали/сказал, что...). Освоение
культурных форм выражения своих чувств;
•
представления о внятности собственной речи и возможностях
слышащих людей понимать её. Умение ребёнка следить за тем, понимает ли
собеседник его речь (достаточно ли она внятная);
•
владение достаточным запасом фраз и определений (Понятно ли я
говорю? Нужно ли мне повторить сказанное? Пожалуйста, дайте мне знать,
если моя речь станет непонятной (невнятной, неразборчивой);

•
представление об особых способах коммуникации людей с
нарушением слуха между собой;
•
владение достаточным запасом фраз и определений (Понятно ли я
говорю? Нужно ли мне повторить сказанное? Пожалуйста, дайте мне знать,
если моя речь станет непонятной (невнятной, неразборчивой);
•
представление об особых способах коммуникации людей с
нарушением слуха между собой.
•
расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать
коммуникацию как средство достижения цели.
4. Дифференциация и осмысление картины мира
Данное направление предусматривает расширение и обогащение опыта
реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных
явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и
безопасности; формирование целостной и подробной картины мира,
упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка.
Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной
жизни и природным порядком; формирование внимания и интереса ребёнка к
новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения
собственной активности во взаимодействии со средой; развитие способности
ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать
чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные
возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.).
Ожидаемые результаты:
•
адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения
опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды;
•
способность прогнозировать последствия своих поступков для себя
и окружающих;
•
понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих
опасность, и умение действовать в соответствии с их значением (Опасно для
жизни; Не подходи, убьёт; Осторожно, скользко; Осторожно, сосульки;
Купаться в этом месте запрещено; Не заплывать за буйки. И др.);
•
использование вещей в соответствии с их функциями, принятым
порядком и характером наличной ситуации;
•
расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных
мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и
загородных достопримечательностей и др. Включение их в повседневную
жизнь ребёнка;
•
владение запасом фраз и определений, достаточным для выражения
своих впечатлений, наблюдений, действий, коммуникации и взаимодействия с
другими людьми в пределах расширяющегося личного пространства.
•
умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с
явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве;

•
умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада
собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому
пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на
велосипеде в жаркий летний день, и т.д.);
•
умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
•
владение достаточным запасом фраз и определений для передачи
личных впечатлений, их взаимосвязи с явлениями окружающего мира (У меня
такое хорошее настроение, потому что сего дня первый день каникул;
Обычно в июне мы всей семьёй уезжаем на море, поэтому я очень стараюсь
закончить учебный год без троек и избежать дополнительных занятий;
Сегодня дождливый день, и поэтому экскурсии в парк не будет; Мама просила
купить хлеб и что-нибудь сладкое, но сейчас обеденный перерыв, и придётся
ждать, когда откроется булочная; Мы с мамой мечтаем во время зимних
каникул поехать на юг, а папа считает, что менять климат зимой вредно для
здоровья. И т. д.).
•
развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности,
способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со
взрослым исследовательскую деятельность;
•
развитие активности во взаимодействии с миром, понимание
собственной результативности;
•
владение достаточным запасом фраз и определений для включения в
совместную со взрослым и сверстниками исследовательскую деятельность
(Что это такое? Что это значит? Как это происходит? Почему? Что
будет, если...; Давайте попробуем сделать так...; Как это работает?
Объясните мне, пожалуйста, как...; Я впервые обратил внимание...; Я
заметил, что...; Я попробовал, и у меня получилось...; Я не могу понять,
почему...; Это что-то новое...; Мне это незнакомо...; Я раньше не замечал, а
сейчас увидел...; Это очень интересно... давайте ничего не будем делать,
только понаблюдаем...; Я долго наблюдал и поняч, что... И т. д.);
•
накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий.
•
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения
так, чтобы быть понятым другим человеком;
•
умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и
планами с другими людьми, иметь для этого достаточный запас фраз и
определений.
5. Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального
окружения, принятых ценностей и социальных ролей
Данное
направление
коррекционной
работы
направлено
на
формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях
со взрослыми (с учётом их социальных ролей) и детьми (старшими, младшими,
сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми; со слышащими людьми
на основе устной речи и, при желании обучающихся, с лицами, имеющими

нарушения слуха, на основе жестовой речи; расширение и обогащение опыта
социального взаимодействия ребенка в ближнем и дальнем окружении;
формирование знаний о морально -нравственных ценностях (с учетом возраста
ребенка, особенностей его развития) и их реализация в повседневной жизни;
формирование представлений о социокультурной жизни лиц с нарушенным
слухом; освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов; овладение
речевым этикетом; целенаправленная организация общения учащихся с
нарушенным слухом конкретной школы между собой и со слышащими детьми.
Ожидаемые результаты:
•
знание правил поведения в разных социальных ситуациях со
взрослыми (с учётом их социальных ролей) и детьми разного возраста: с
близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в
транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т. д., в
том числе правил речевого этикета при устной коммуникации;
•
использование словесной речи для взаимодействия в разных социальных
ситуациях и с людьми разного социального статуса (извините, не могли бы вы;
я не помешаю вам?; будьте добры; можно мне...? и др.);
•
умение адекватно применять те речевые средства, которые
соответствуют коммуникативной ситуации, правильно употреблять в устной
речи обращение «вы» или «ты» согласно статусу собеседника;
•
умение пользоваться голосом разной интенсивности с учётом
конкретной ситуации;
•
умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка
социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно
привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить
свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение и др.;
•
понимание недопустимости выяснения информации сугубо личного
характера при общении с учителем или незнакомым взрослым (например, не
задавать нескромные вопросы, касающиеся личной жизни педагога, его
отношения к религии т. п.);
•
умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и
ограничивать контакт;
•
умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
•
умение применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта;
•
расширение круга освоенных социальных контактов;
•
умение общаться с учащимися с нарушенным слухом своей школы
на темы, соответствующие возрасту детей.

Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими
обучающимися планируемых результатов освоения АОП ООО СиП.
1.3.

Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими
обучающимися планируемых результатов освоения АОП ООО СиП должна
позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных
результатов; в том числе итоговую оценку, слабослышащих и позднооглохших
обучающихся, освоивших АОП ООО СиП.
Характеристика ожидаемых результатов даётся только в единстве всех
компонентов образования. Недопустимо рассматривать результаты освоения
отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей
динамики социального развития ребёнка с нарушением слуха, ни качества его
образования.
Ожидаемые результаты составляют целостную характеристику,
отражающую взаимодействие компонентов образования: что обучающийся
должен знать и уметь на данной ступени образования; что из полученных
знаний и умений он может и должен применять на практике; насколько
активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Данные требования включают следующие результаты обучения:
•
личностные, включающие готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые
установки
обучающихся,
отражающие
их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности;
•
метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальных
учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
•
предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в
основе современной научной картины мира.
Предметные результаты освоения АОП ООО СиП оцениваются с учетом
специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные
предметы, полностью соответствуют требованиям ФГОС ООО. Предметом
итоговой оценки освоения обучающимися АОП ООО СиП является
достижение ими предметных и метапредметных результатов обучения,
необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке выделяются две составляющие:
•
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие
динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в
достижении
планируемых
результатов
освоения
основной
общеобразовательной программы начального общего образования;

•
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения
обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к
опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени
общего образования.
Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения
основной общеобразовательной программы, предлагаемые введенным ФГОС
ООО, могут потребовать внесения изменений в соответствии с особыми
образовательными потребностями слабослышащих и позднооглохших
обучающихся и связанными с ними объективными трудностями. Данные
изменения включают:
•
организацию
и
проведение
аттестационных
мероприятий
в
индивидуальной форме;
•
увеличение времени, отводимого обучающемуся, в 1,5 — 2 раза в
зависимости от индивидуальных особенностей здоровья слабослышащего и
позднооглохшего обучающегося;
•
адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольнооценочного) материала как по форме предъявления (использование и устных и
письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных
формулировок инструкций, разбивка на части, подбор доступных пониманию
ребенка аналогов и др.);
•
специальную психолого-педагогическую помощь слабослышащему и
позднооглохшему обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного
задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных
особенностей здоровья ребенка.
Возможная неуспеваемость слабослышащего и позднооглохшего
обучающегося при усвоении содержания основной общеобразовательной
программы по разделам «Иностранный язык» и «Музыкальное образование»
обусловлена особенностями здоровья ребёнка с нарушением слуха и не
является основанием для неаттестации обучающегося.
Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими
обучающимися планируемых результатов освоения АОП ООО СиП должна
предусматривать оценку достижения слабослышащими и позднооглохшими
обучающимися планируемых результатов освоения программы коррекционной
работы.
Оценка достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Для оценки результатов освоения Программы коррекционной работы
(специальные требований к развитию социальной (жизненной) компетенции
учащихся) используется метод экспертной группы. Данная группа объединяет
всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и
тесно контактирует с ребёнком. Задачей такой экспертной группы является
выработка общей оценки достижений слабослышащего или позднооглохшего
ребёнка в сфере жизненной компетенции, которая обязательно включает
мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в

жизненной компетенции служит анализ
повседневной жизни - в школе и дома.

изменений

его

поведения

в

2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий, программа
отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа
духовно-нравственного
развития,
воспитания
слабослышащих
и
позднооглохших обучающихся, программа внеурочной деятельности
соответствуют ФГОС НОО.
2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы.
Основное содержание программы коррекционной работы для
слабослышащих и позднооглохших на ступени основного общего образования
составляют следующие взаимосвязанные направления.
1. Коррекционно-развивающая работа (основные образовательные
направления специальной поддержки основной общеобразовательной
программы), обеспечивающая удовлетворение особых образовательных
потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, их
интеграцию/инклюзию в общеобразовательной организации и освоение ими
основной общеобразовательной программы начального общего образования и
способствующая формированию универсальных учебных действий у
обучающихся
(личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных).
Коррекционно-развивающая
работа
включает
систематическое
психолого-педагогическое наблюдение в учебной и внеурочной деятельности;
разработку и реализацию индивидуального маршрута комплексного психологопедагогического сопровождения каждого слабослышащего и позднооглохшего
обучающегося на основе психолого-педагогической характеристики,
составленной по результатам изучения его особенностей и возможностей
развития, включая уровень владения словесной речью (в устной и письменной
формах), навыками коммуникации др., а также выявления трудностей в
овладении содержанием начального основного образования, особенностей
личностного развития, межличностного взаимодействия с детьми и взрослыми
и др.; организацию и проведение специальных (коррекционных) занятий
(индивидуальных и групповых), в том числе, направленных, на развитие
восприятия и воспроизведения устной речи; консультирование всех участников
образовательного процесса по вопросам организации и проведения учебной и
внеурочной деятельности с учетом достижения всеми обучающимися
планируемых результатов начального основного образования, формирования в
образовательной организации психологически комфортной среды для
обучающихся с нормальным и нарушенным слухом, их родителей,
администрации и педагогического коллектива.
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы:

 наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности
(ежедневно);
 поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным
психологом,
медицинским
работником,
социальным
педагогом,
администрацией общеобразовательной организации, родителями;
 составление психолого-педагогической характеристики учащегося с
нарушением слуха при помощи методов наблюдения, беседы,
диагностического обследования, где отражаются особенности его личности,
поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками;
 особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные
виды трудностей при обучении ребёнка.
 составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе
с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы
знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного
материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
 контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;
 формирование микроклимата, способствующего тому, чтобы каждый
учащийся с нарушением слуха чувствовал себя в школе комфортно;
 организация индивидуальных занятий;
 организация внеурочной деятельности, направленной на развитие
познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Изучение
индивидуальных
особенностей
учащихся
позволяет
планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы учителядефектолога (сурдопедагога). Содержание коррекционно — развивающей
работы сурдопедагога направлено, прежде всего, на обучение языку, развитие
речевой деятельности обучающихся, их языковых способностей. С учетом
индивидуальных особенностей обучающихся проводится работа по развитию
словесной речи (в устной и письменной формах), включая развитие речевого
слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной
стороны, восприятия неречевых звучаний, совершенствование навыков
речевого общения как одного из важнейших факторов их социальной
адаптации.
Сурдопедагогом
проводится
мониторинг
результатов
коррекционно-развивающей работы на протяжении всего периода обучения,
которые отражаются в слухоречевых картах обучающихся. По результатам
обследований сурдопедагог проводит консультативную работу со всеми
участниками образовательного процесса.
Занятия проводятся индивидуально и малыми группами с учетом
индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся содержания
АООП ООО педагог-дефектолог (сурдопедагог) может оперативно дополнить
структуру Программы коррекционной работы соответствующим направлением
работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления
возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких
затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и со слышащими

учащимися школы (класса) слабослышащий или позднооглохший
обучающийся направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое
обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы психолога
включает
диагностику
личностного,
интеллектуального
и
психоэмоционального развития детей; коррекцию недостатков в развитии памяти,
внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.; популяризацию
психологических знаний, консультирование участников образовательного
процесса.
Занятия проводятся индивидуально и малыми группами с учетом
индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также в форме бесед,
тренингов и других форм.
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы социального
педагога: диагностика социального положения семей и внутрисемейных
отношений;
содействие
коррекции
внутрисемейных
отношений,
внутригрупповых
отношений
в
образовательной
организации;
консультирование родителей, детей по вопросам социального взаимодействия,
правовой и социальной защиты, работает с семьями обучающихся группы
риска, участвует в профориентационной работе и других мероприятиях.
Занятия проводятся индивидуально и малыми группами, а также в форме
бесед, тренингов и других форм.
Систематическое взаимодействие специалистов при сопровождении
глухого обучающегося и его семьи осуществляется в ходе диагностической,
консультативной,
психолого-педагогической,
информационнопросветительской работы.
2. Диагностическая работа включает проведение комплексного психологопедагогического
обследования
слабослышащих
и
позднооглохших
обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей,
изучения динамики развития, успешности освоения основной образовательной
программы начального общего образования, социальной ситуации развития и
условий семейного воспитания и др. По результатам обследования
осуществляется анализ успешности коррекционно-развивающей работы и ее
изменение в соответствии с потребностями обучающихся, пожеланиями^их
родителей.
Диагностическая работа строится на основе программы комплексного
изучения каждого слабослышащего и позднооглохшего обучающегося
различными специалистами (учитель, учитель-дефектолог, психолог,
социальный педагог, медицинский работник).
Учитель (педагог): устанавливает усвоенный детьми объем знаний,
умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и
условия, при которых эти трудности могут быть преодолены; отмечает
особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В
сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться
желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, учителюдефектологу, психоневрологу).

Учитель-дефектолог (сурдопедагог): проводит изучение особенностей и
возможностей развития каждого обучающегося с нарушенным слухом при
использовании методов сурдопедагогической диагностики, в том числе
выявляет уровень общего и речевого развития, изучает состояние слуховой
функции, уровень развития речевого слуха, слухозрительного восприятия речи,
ее произносительной стороны, возможности устной коммуникации, с помощью
сурдопедагогических методик выявляет адекватность режима работы
индивидуальных слуховых аппаратов и /или кохлеарных имплантов с учетом
особенностей слухоречевого развития обучающегося, условий получения им
образования, необходимости использования устной речи в различных
коммуникативных ситуациях, применения средств электроакустической
коррекции для ориентации в неречевых звуках окружающего мира; по
результатам обследования проводит консультативные мероприятия со всеми
участниками образовательного процесса, включая слышащих детей, при
необходимости повторного аудиологического обследования, направляет
обучающегося на консультацию в сурдологический кабинет (центр).
Педагог - психолог: проводит психологическое обследование каждого
слабослышащего и позднооглохшего ребенка с использованием методов,
адекватных задачам обследования и особенностям обучающегося, анализирует
результаты обследования, разрабатывает на их основе рекомендации для всех
участников образовательного процесса, в том числе, при необходимости, для
организации
и
содержания
коррекционной
работы.
В
сложных
дифференциально-диагностических случаях проводит повторные обследования
и/или направляет обучающегося на консультации в организации
соответствующего профиля. Участвует в разработке комплексной психологопедагогической и социально-педагогической программы сопровождения
обучающихся. При необходимости привлекает медицинских работников
образовательной организации для оказания консультативной помощи и
сопровождения обучающихся.
Социальный педагог: проводит социально - педагогическое обследование,
изучает социальную микросреду, семьи слабослышащих и позднооглохших
обучающихся, выявляет воспитанников группы социального риска. Участвует в
разработке
комплексной
психолого-педагогической
и
социальнопедагогической программы сопровождения обучающихся. При необходимости
участия в социально - педагогической работе с обучающимися сотрудников
других организаций и ведомств, организует с ними необходимое
взаимодействие.
3. Консультативная
работа,
обеспечивающая
непрерывность
специального сопровождения слабослышащих и позднооглохших и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает выработку совместных обоснованных
рекомендаций по основным направлениям работы со слабослышащими и
позднооглохшими, единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы со слабослышащими и

позднооглохшими учащимися; консультативную помощь семье в вопросах
выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.
4. Информационно-просветительская
работа
направлена
на
разъяснительную работу по вопросам образования, социокультурного развития,
социальной адаптации, коммуникации с детьми, имеющими нарушения слуха,
их
семейного
воспитания,
проведения
коррекционной
работы.
Информационно-просветительская работа проводится со всеми участниками
образовательного процесса в различных формах просветительской
деятельности, включая дистанционные, — лекции, беседы, информационные
стенды, индивидуальные консультации и др.
5. Психолого-педагогическая работа направлена на формирование
комфортного психологического климата в образовательной организации для
всех участников образовательного процесса и в условиях семейного
воспитания. Психолого-педагогическая работа включает помощь в
формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками,
родителями, учителями; работу по профилактике внутриличностных и
межличностных конфликтов в классе/школе; поддержание эмоционально
комфортной обстановки в классе; обеспечение ребенку успеха в доступных ему
видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к
учебе и ситуации школьного обучения в целом.
Этапы реализации программы
Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность
этапов и их адресность создают
необходимые
предпосылки
для
устранения дезорганизующих факторов.
•
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая
деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента
обучающихся для учёта особенностей их развития, определения специфики и
их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с
целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения,
материально-технической и кадровой базы общеобразовательной организации.
•
Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом
организованный образовательный процесс, имеющий коррекционноразвивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья при специально созданных
(вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации данной
категории детей.
•
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной
среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является
констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционноразвивающих и образовательных программ особым образовательным
потребностям ребёнка.
•
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корригирующая
деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в

образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся с
нарушением слуха, корректировка условий и форм обучения, методов и
приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы
является оптимально выстроенное взаимодействие в разработке и реализации
коррекционных мероприятий учителей-дефектологов, учителей, психолога,
социального педагога, медицинских работников общеобразовательной
организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и
других институтов общества, которое должно обеспечиваться в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Такое взаимодействие предполагает: комплексность в определении и
решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи
специалистов разного профиля; многоаспектный анализ личностного и
познавательного развития ребёнка; составление комплексных индивидуальных
программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебнопознавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Это позволяет обеспечить систему эффективной работы по комплексному
психолого-медико-педагогическому сопровождению каждого ребёнка.
Наиболее распространённые и действенные формы организованного
взаимодействия специалистов на современном этапе - это консилиумы и
службы сопровождения образовательной организации, а также социальное
партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие
образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями
различных ведомств, общественными организациями и другими институтами
общества). Социальное партнёрство направлено на сотрудничество с
организациями образования и другими ведомствами по вопросам
преемственности
обучения,
развития
и
адаптации,
социализации,
здоровьесбережения слабослышащих и позднооглохших детей; на
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с
негосударственными структурами, прежде всего, с общественными
объединениями инвалидов по слуху, организациями родителей слабослышащих
и позднооглохших детей; на сотрудничество с родительской общественностью.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС ООО.
3.2. Система условий реализации АОП ООО СиП
Кадровые условия
Описание кадровых условий реализации АОП ООО СиП включает:
• характеристику укомплектованности учреждения;

• описание уровня квалификации работников учреждения и их
функциональных обязанностей;
• описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и
повышения квалификации педагогических работников;
• описание системы оценки деятельности членов педагогического коллектива.
Финансовые условия
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение
слабослышащими и позднооглохшими обучающимися общедоступного и
бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основе
нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АОП ООО СиП в
соответствии со Стандартом.
Финансовые условия реализации АОП ООО СиП должны:
1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к
условиям реализации и структуре АОП ООО СиП;
2) обеспечивать реализацию обязательной части АОП ООО СиП и части,
формируемой участниками образовательной деятельности, учитывая
вариативность особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей развития обучающихся;
3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации
АОП ООО СиП, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации АОП ООО СиП должно осуществляться в
объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской
Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации
прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего
образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со
Стандартом:
 специальными
условиями
получения
образования
(кадровыми,
материально-техническими);
 расходами на оплату труда работников, реализующих АОП ООО СиП;
 расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию (компенсацию)
нарушений развития, включающими расходные и дидактические
материалы, оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг
связи, в том числе расходами, связанными с подключением к
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
 расходами,
связанными
с
дополнительным
профессиональным
образованием руководящих и педагогических работников по профилю их
деятельности;
 иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации
АООП ООО.

Материально-технические условия
Материально-технические
условия
общие
характеристики
инфраструктуры, включая параметры информационно-образовательной среды
образовательной
организации.
Материально-техническое
обеспечение
школьного образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся
должно отвечать их особым образовательным потребностям. В связи с этим в
структуре материально-технического обеспечения процесса образования
слабослышащих и позднооглохших обучающихся должна быть отражена
специфика к:
• организации пространства, в котором обучается слабослышащий и
позднооглохший обучающийся;
• организации временного режима обучения;
• техническим средствам комфортного доступа слабослышащего и
позднооглохшего ребёнка к образованию;
• техническим средствам обучения слабослышащих и позднооглохших
обучающихся, включая специализированные компьютерные инструменты
обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных
потребностей;
• обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия
специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями)
слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
• специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным
дидактическим материалам, специальным электронным приложениям,
компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным
потребностям обучающихся с нарушением слуха.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не
только на слабослышащих и позднооглохших обучающихся, но и на всех
участников процесса образования. Это необходимостью дифференциации и
индивидуализации процесса образования обучающихся с нарушением слуха.
Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в
процесс образования взрослые должны иметь доступ к организационной
технике либо специальному ресурсному центру в образовательной
организации,
где
можно
осуществлять
подготовку
необходимых
индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка с
нарушением слуха.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе
сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного
профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных
представителей) слабослышащего и позднооглохшего обучающегося. В случае
необходимости организации удаленной работы, специалисты обеспечиваются
полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.
Информационное обеспечение включает необходимую нормативноправовую базу образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся и
характеристики предполагаемых информационных связей участников
образовательного процесса.

Должны быть созданы условия для функционирования современной
информационно-образовательной
среды,
включающей
электронные
информационные
ресурсы,
электронные
образовательные
ресурсы,
совокупность
информационных
технологий,
телекоммуникационных
технологий, соответствующих технических средств (в том числе, флештренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео материалов и др.),
обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных
для него результатов освоения адаптированной основной образовательной
программы.
Информационно-образовательная среда образовательной организации
должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой)
форме следующие виды деятельности:
 планирование образовательного процесса;
 размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том
числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками
образовательного процесса информационных ресурсов;
 фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения АОП
ООО СиП;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том
числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность
использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для
решения задач управления образовательной деятельностью;
 контролируемый доступ участников образовательного процесса к
информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение
доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся);
 взаимодействие
образовательной
организации
с
органами,
осуществляющими управление в сфере образования и с другими
образовательными учреждениями, организациями.
Функционирование
информационной
образовательной
среды
обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее
использующих. Функционирование информационной образовательной среды
должно соответствовать законодательству Российской Федерацию.
Общеобразовательная организация имеет право включать в штатное
расписание специалистов по информационно-технической поддержке
образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе
применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии
при реализации общеобразовательных программ в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере образования.
При реализации общеобразовательных программ с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность,

должны быть созданы условия для функционирования электронной
информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные
информационные
ресурсы,
электронные
образовательные
ресурсы,
совокупность
информационных
технологий,
телекоммуникационных
технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей
освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме
независимо от места нахождения обучающихся.
Для
слабослышащих
и
позднооглохших
обучающихся
предусматриваются определенные формы социальной и образовательной
интеграции, учитывающие особенности и возможности обучающихся. Это
требует координации действий, обязательного, регулярного и качественного
взаимодействия специалистов, работающих как со слабослышащими и
позднооглохшими обучающимися, так и с их сверстниками с нормальным
слухом. Для тех и других специалистов предусматривается возможность
обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и
коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и
сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную
консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также
предусматривается организация регулярного обмена информацией между
специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые
ресурсы и технологии.
Требования к организации пространства. Материально-технические
условия реализации АОП ООО СиП должны обеспечивать:
1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом
требований к результатам освоения АОП ООО СиП;
2) соблюдение:
 санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к
водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму
и т. д.);
 санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов,
санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
 социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места,
учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
 пожарной и электробезопасности;
 требований охраны труда;
 своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального
ремонта;
3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к
информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Материально-техническая база реализации АОП ООО СиПО должна
соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда работников образовательных учреждениям,
предъявляемым к:
•
участку (территории) образовательной организации (площадь, инсоляция,
освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения

образовательной и хозяйственной деятельности образовательной организации и
их оборудование);
•
зданию общеобразовательной организации (высота и архитектура здания,
необходимый набор и размещение помещений для осуществления
образовательного процесса на ступени начального общего образования, их
площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон
для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательной
организации, для активной деятельности и отдыха, структура которых должна
обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной
деятельности);
•
помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие
читального зала, число читательских мест, медиатеки);
•
актовому и спортивному залу, залу для проведения музыкальноритмических занятий, лечебной физкультуре;
•
помещениям для осуществления образовательного и коррекционноразвивающего процессов: классам, кабинетам для индивидуальных занятий,
педагога-психолога и др. специалистов, структура которых должна
обеспечивать возможность для организации разных форм урочной и
внеурочной деятельности;
•
трудовым
мастерским
(размеры
помещения,
необходимое
оборудование в соответствии с реализуемым профилем (профилями)
трудового обучения);
•
помещениям для медицинского персонала;
•
мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
•
помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и
приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации
качественного горячего питания;
•
туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям;
расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для
ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на
доске), изобразительного искусства, технологической обработки и
конструирования, носители цифровой информации).
Материально-техническое
и
информационное
оснащение
образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
 создания и использования информации (в том числе запись и обработка
изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и
графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
 получения информации различными способами из разных источников
(поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.), в том
числе специфических (научной, учебно-методической, справочноинформационной и художественной литературы для образовательных
организаций и библиотек) 5;
 проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного
лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных

моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных
объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;
 наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения
местонахождения, наглядного представления и анализа данных;
использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
 создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;
 обработки материалов и информации с использованием технологических
инструментов;
 проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым
управлением и обратной связью;
 исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с
применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
 физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
 планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и
отдельных этапов;
 размещения своих материалов и работ в информационной среде
образовательной организации;
 проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; организации
отдыха и питания.
Важным условием особой организации пространства, в котором
обучаются слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся слуха, является:
 расположение обучающегося в классе или другом помещении при
проведении коллективных мероприятий;
 наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на
стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях,
изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов,
кабинетов и учебных классов;
 использование современной электроакустической, в том числе
звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше
видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран),
 дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных
занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции
субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с
учетом размеров помещения);
 обеспечение звуковыми средствами воспроизведения информации:
акустическими устройствами (речевые синтезаторы, речевые оповещатели,
громкоговорители, репродукторы и т.п.), в том числе устройства звукового
дублирования визуальной информации, а также вспомогательными
аудиосистемами с индукционными контурами и их элементами (устройства
звукового дублирования, наушники и др.);
 регулирование уровня шума в помещении;
 обеспечение беспроводным оборудованием (на радиопринципе или
инфракрасном излучении) при постоянном пользовании слабослышащими и
позднооглохшими
обучающимися
индивидуальными
слуховыми
аппаратами или кохлеарными имплантами (или кохлеарным имплантом и

индивидуальным слуховым аппаратом) с учётом медицинских показаний; в
классных помещениях необходимо предусмотреть специальные места для
хранения FM-систем, зарядных устройств, батареек.
Специальными условиями является также продуманность освещенности
лица говорящего и фона за ним, использование современной
электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также
аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии
(проецирование на большой экран).
Организация временного режима обучения. Временной режим
образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (учебный год,
учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно
закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы
Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной
организации. Обучение слабослышащих и позднооглохших обучающихся
организуется в первую смену.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня
работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный
учебный день в среду или четверг.
При обучении по АОП ООО СиП в первой половине дня учащиеся с
нарушением слуха посещают учебные занятия, предусмотренные основной
образовательной программой. Во второй половине дня (во внеурочное время)
предусматривается организация специальных занятий с психологом, а также
дополнительные необходимые мероприятия, направленные на оздоровление
ребенка, реализацию его особых образовательных потребностей.
В течение всего учебного дня и в процессе внеурочной деятельности
слабослышащий
и
позднооглохший
ребёнок
пользуется
двумя
индивидуальными слуховыми аппаратами, или аппаратом и кохлеарным
имплантом, или двумя кохлеарными имплантами (с учётом медицинских
показаний); в процессе учебной и внеурочной деятельности используется
беспроводная апапратура, например, FM-система. Предусматриваются
бережное отношение детей и взрослых к индивидуальным аппаратам и
кохлеарным имплантам.
Организации рабочего места. Каждый класс должен быть оборудован
партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся. Номер парты
подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает
возможность поддерживать правильную позу. Каждый учебный класс может
быть оборудован рабочими местами с компьютерами для обучающихся.
Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с
современными требованиями информатизации образовательной организации,
используя видео- и аудио технику.
Парта ученика с нарушением слуха должна занимать в классе такое
положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и лица
большинства сверстников. Рабочее место ребенка должно быть хорошо
освещено. С парты должен открываться прямой доступ к информации,
расположенной на доске, информационных стендах и пр.

На парте ребенка предусматривается размещение специальной
конструкции, планшетной доски, используемой в ситуациях предъявления
незнакомых слов, терминов, необходимости дополнительной индивидуальной
помощи со стороны учителя класса.
При организации учебного места учитываются особенности
психофизического развития обучающегося, состояние моторики, зрения,
наличие других дополнительных нарушений. Определение рабочего места в
классе слабослышащего и позднооглохшего обучающегося с нарушениями
зрения осуществляется в соответствии с рекомендациями офтальмолога. Для
слабослышащего и позднооглохшего обучающегося с нарушениями опорнодвигательного аппарата должно быть специально оборудованное место.
Технические
средства
обучения,
включая
специализированные
компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение
особых образовательных потребностей. Обязательным условием является
обеспечение слабослышащего и позднооглохшего ученика индивидуальной
современной электроакустической и звукоусиливающей аппаратурой.
Бинауральное (двустороннее) слухопротезирование современными цифровыми
слуховыми аппаратами и/или двусторонняя имплантация и/или одновременное
пользование имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом (с учетом
медицинских показаний) позволяют повысить эффективность восприятия
звучащей речи и неречевых звучаний, а также локализовать звук в
пространстве, в том числе быстро находить говорящего. Целесообразно
оснащение учебного процесса дополнительными техническими средствами,
обеспечивающими оптимальные условия для восприятия устной речи при
повышенном уровне шума. Среди них коммуникационные системы (системы
FM-радио), программно-аппаратные комплексы (Soft -board, мультимедиа и
оверхед-проекторы), видео- и аудио- системы, технические средства для
формирования произносительной стороны устной речи, в том числе
позволяющие ребенку осуществлять визуальный контроль за характеристиками
собственной речи.
К необходимым техническим средствам обучения относятся
специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные
на удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих и
позднооглохших обучающихся.
Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям,
специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным
инструментам обучения. Реализация АОП ООО СиП предусматривает
использование базовых учебников для сверстников с нормальным слухом, к
которым с учётом особых образовательных потребностей применяются
специальные приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на
бумажных и/или электронных носителях. При реализации программы
коррекционной работы используются специальные учебники по развитию
слухового
восприятия,
обучению
произношению,
формированию
грамматического строя речи, развитию речи.
Образовательная организация должна также иметь доступ к печатным и
электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным

образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах
данных ЭОР.
Библиотека
общеобразовательной
организации
должна
быть
укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем
учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной
литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую
художественную
и
научно-популярную
литературу,
справочнобиблиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию
адаптированной образовательной программы. При реализации АОП ООО СиП
используются различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Информационно-образовательная среда
образовательной организации.
Информационно-образовательная среда образовательной организации
должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры,
базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.),
культурные и организационные формы информационного взаимодействия,
компетентность участников образовательного процесса в решении учебнопознавательных и профессиональных задач с применением информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки
применения ИКТ.
Должны быть созданы условия для функционирования современной
информационно-образовательной
среды,
включающей
электронные
информационные
ресурсы,
электронные
образовательные
ресурсы,
совокупность
информационных
технологий,
телекоммуникационных
технологий, соответствующих технических средств (в том числе, флештренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео материалов и др.),
обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных
для него результатов освоения образовательных Программ.
Информационно-образовательная среда образовательной организации
должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой)
форме следующие виды деятельности:
 планирование образовательного процесса; размещение и сохранение
материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и
педагогов, используемых участниками образовательного процесса
информационных ресурсов;
 фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования
глухих детей;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том
числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность
использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для
решения задач управления образовательной деятельностью;

 контролируемый доступ участников образовательного процесса к
информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение
доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся);
 взаимодействие
образовательной
организации
с
органами,
осуществляющими управление в сфере образования и с другими
образовательными учреждениями, организациями.
При реализации АОП ООО СиП с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть
созданы условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, включающей в себя электронные информационные
ресурсы,
электронные
образовательные
ресурсы,
совокупность
информационных
технологий,
телекоммуникационных
технологий,
соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение
обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от
места нахождения обучающихся.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».