6 биология

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Живой организм»(5-6 классы) — первый в линии «Сферы» 5-9 классов. Его содержание направлено на реализацию требований
ФГОС, формирование универсальных учебных действий и осуществление преемственности с содержанием последующих разделов. Изучение
биологии на этом этапе основного общего образования направлено на достижение следующих результатов обучения:
Личностные УУД:
Патриотическое воспитание:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой
биологической науки.
Гражданское воспитание:
 готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
 готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
 понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
 понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
 ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
 понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
 развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и
норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
 сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:
 активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности,
интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
 ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
 осознание экологических проблем и путей их решения;






готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД
 Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечные результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.
 Составлять индивидуально или в группе план решения проблемы, проекта.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
 В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
 Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.
 Выявлять причины и следствия простых явлений.
 Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.
 Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
 Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
 Составлять тезисы, различные виды планов.
 Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.)
Коммуникативные:
 Самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе (определять цели, договариваться друг с другом и т.д).
 В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.
 Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
 Понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения, доказательства, факты, гипотезы, теории.
 Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные УУД:
2



Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, примеры различных способов размножения растений,
приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека.
 Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты.
 Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
 Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
 Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.
 Находить значение указанных терминов в справочной литературе.
 Кратко пересказывать доступный по объему текст, выделять его главную мысль.
 Пользоваться приборами для проведения опытов и наблюдений, простейших исследований.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
 Соблюдение мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями; травматизма, стрессов, вредных привычек; нарушение осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
 Рациональная организация труда и отдыха, наблюдение правил поведения в окружающей среде.
 Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
 Проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

2. Содержание учебного предмета «ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ», 6 класс
Жизнедеятельность организмов. (14 часов)
Обмен веществ – главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их
транспорт, преобразование и выделение. Использование энергии организмами.
3

Разнообразие способов питания. Питание бактерий. Питание грибов: грибы-сапротрофы и грибы-паразиты. Симбиоз бактерий и грибов.
Гетеротрофный тип питания. Пищеварение. Пища как строительный материал и источник энергии для животных.
Почвенное питание растений. Автотрофный и гетеротрофный типы питания организмов.
Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений.
Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием
значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды.
Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность
фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема
загрязнения воздуха.
Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Дыхание растений, его сущность.
Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных.
Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических
веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование в процессах жизнедеятельности. Защита растений
от повреждений.
Кровь, ее состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль
крови в транспорте веществ в организме животного и осуществление связи между его органами.
Выделение – процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе
жизнедеятельности живых организмов.
Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад.
Удаление продуктов обмена веществ из животного организма через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.
Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.
Взаимосвязи процессов роста и развития организмов.
Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности.
Строение и многообразие покрытосеменных растений. (20 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
4

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и
микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные работы:
1. Поглощение воды корнем
2. Выделение углекислого газа при дыхании
3. Передвижение веществ по побегу растения
4. Определение возраста дерева по спилу
5. Виды корней и корневых систем
6. Строение цветка
7. Виды соцветий.
Практические работы.
1. Вегетативное размножение растений.
2. Классификация растений
Экскурсии:
1. Зимние явления в жизни растений.
2. Природное сообщество и влияние на него деятельности человека

№ п/п

1
2

3.Тематическое планирование 6 класс.
Модуль воспитательной
кол-во
Темы
программы «Школьный
часов
урок»
Жизнедеятельность организмов
Моя малая Родина
14
Строение и многообразие покрытосеменных
Экологические проблемы
20
растений
Крыма
34
Всего

5

кол-во
пр.р.

кол-во
л.р.

кол-во
к.р.

кол-во
экскурсий

4

1

2

3

1

2

2

7

2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».