1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел «Живой организм»(5-6 классы) — первый в линии «Сферы» 5-9 классов. Его содержание направлено на реализацию требований ФГОС, формирование универсальных учебных действий и осуществление преемственности с содержанием последующих разделов. Изучение биологии на этом этапе основного общего образования направлено на достижение следующих результатов обучения: Личностные УУД: Патриотическое воспитание: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки. Гражданское воспитание: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. Духовно-нравственное воспитание: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии. Эстетическое воспитание: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности. Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности. Формирование культуры здоровья: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием. Трудовое воспитание: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией. Экологическое воспитание: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечные результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. Составлять индивидуально или в группе план решения проблемы, проекта. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.) Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе (определять цели, договариваться друг с другом и т.д). В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения, доказательства, факты, гипотезы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметные УУД: 2 Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, примеры различных способов размножения растений, приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека. Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты. Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам. Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ. Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Находить значение указанных терминов в справочной литературе. Кратко пересказывать доступный по объему текст, выделять его главную мысль. Пользоваться приборами для проведения опытов и наблюдений, простейших исследований. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: Соблюдение мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями; травматизма, стрессов, вредных привычек; нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Рациональная организация труда и отдыха, наблюдение правил поведения в окружающей среде. Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Проведение наблюдений за состоянием собственного организма. 2. Содержание учебного предмета «ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ», 6 класс Жизнедеятельность организмов. (14 часов) Обмен веществ – главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт, преобразование и выделение. Использование энергии организмами. 3 Разнообразие способов питания. Питание бактерий. Питание грибов: грибы-сапротрофы и грибы-паразиты. Симбиоз бактерий и грибов. Гетеротрофный тип питания. Пищеварение. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Почвенное питание растений. Автотрофный и гетеротрофный типы питания организмов. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха. Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Дыхание растений, его сущность. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование в процессах жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. Кровь, ее состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль крови в транспорте веществ в организме животного и осуществление связи между его органами. Выделение – процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад. Удаление продуктов обмена веществ из животного организма через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности. Строение и многообразие покрытосеменных растений. (20 часов) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация 4 Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Лабораторные работы: 1. Поглощение воды корнем 2. Выделение углекислого газа при дыхании 3. Передвижение веществ по побегу растения 4. Определение возраста дерева по спилу 5. Виды корней и корневых систем 6. Строение цветка 7. Виды соцветий. Практические работы. 1. Вегетативное размножение растений. 2. Классификация растений Экскурсии: 1. Зимние явления в жизни растений. 2. Природное сообщество и влияние на него деятельности человека № п/п 1 2 3.Тематическое планирование 6 класс. Модуль воспитательной кол-во Темы программы «Школьный часов урок» Жизнедеятельность организмов Моя малая Родина 14 Строение и многообразие покрытосеменных Экологические проблемы 20 растений Крыма 34 Всего 5 кол-во пр.р. кол-во л.р. кол-во к.р. кол-во экскурсий 4 1 2 3 1 2 2 7 2 2