РП География 8-А,Б классы

РП 8-А, Б
Содержание учебного предмета.
8 КЛАСС
Раздел 1. Географическое пространство России
Географическое положение и границы России
Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России.
Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской
Федерации. Географическое положение России. Виды географического положения. Страны — соседи России. Ближнее и дальнее зарубежье.
Моря, омывающие территорию России.
Практическая работа
1. Нанесение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России.
Время на территории России
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни
людей.
Практическая работа
1. Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон.
История формирования и освоения территории России
История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв. Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские
первопроходцы. Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией.
Практическая работа
1. Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических
карт.
Административно-территориальное устройство России. Районирование территории
Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Основные виды субъектов
Российской Федерации. Федеральные округа.
Районирование как метод географических исследований и территориального управления. Виды районирования территории.
Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы и состав. Крупные географические
районы России: Европейский Север России и Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал,
Сибирь и Дальний Восток.
Практическая работа
1. Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей
географического положения.
Наше национальное богатство и наследие.
1

Раздел 2. Население России
Численность населения России
Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи населения России. Естественное
движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их географические различия в пределах разных
регионов России. Геодемографическое положение России. Основные меры современной демографической политики государства. Общий
прирост населения.
Половой и возрастной состав населения России
Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах
Российской Федерации и факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды. Демографическая нагрузка. Средняя прогнозируемая
(ожидаемая) продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Практическая работа
1. Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид.
Народы и религии России районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.
Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы. География религий. Объекты
Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России.
Практическая работа
1. Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов РФ».
Территориальные особенности размещения населения России
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими
факторами. Основная полоса расселения. Плотность населения как показатель освоенности территории. Различия в плотности населения в
географических районах и субъектах Российской Федерации. Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых
пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль
городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Сельская местность и современные тенденции сельского
расселения.
Миграции. Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция.
Миграционный прирост населения. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные
направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Государственная миграционная политика Российской
Федерации. Различные варианты прогнозов изменения численности населения России.
Практическая работа
1. Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов
(федеральных округов) Российской Федерации или своего региона.
Россияне на рынке труда.
Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Неравномерность распределения трудоспособного населения по
территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие. Качество населения и
показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия.
2

Раздел 3. Природа России
Природные условия и ресурсы России
Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов. Природно-ресурсный капитал и экологический
потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации. Минеральные ресурсы страны и проблемы их
рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры на территории России.
Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа и особенности их распространения на
территории России. Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по
территории страны.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области
современного горообразования, землетрясений и вулканизма.
Древнее и современное оледенения. Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России.
Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа. Особенности рельефа своего края.
Практические работы
1. Объяснение особенностей рельефа своего края.
2. Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений.
Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат России.
Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа. Основные типы воздушных масс и
их циркуляция на территории России. Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России. Коэффициент
увлажнения.
Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Тропические
циклоны и регионы России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных
факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории
России и их возможные следствия. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.
Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Наблюдаемые климатические изменения на
территории России и их возможные следствия. Особенности климата своего края.
Практические работы
1. Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды.
2. Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового
количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны.
3. Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы
Моря как аквальные ПК. Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Опасные
гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.
3

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей
местности.
Практические работы
1. Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России.
2. Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны.
Почвы, растения и животные. Экология. ПТК России.
Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства, различия в
плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв различных природных зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по
сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Особенности растительного и
животного мира различных природно-хозяйственных зон России. Экология. ПТК России.
Раздел 4. Природно-хозяйственные зоны и районы
Природно-хозяйственные зоны и районы России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Высотная поясность в горах
на территории России.
Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы.
Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России.
Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и
животные, занесённые в Красную книгу России.
Практические работы
1. Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах.
2. Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность
населения на основе анализа нескольких источников информации.
Раздел 5. Родной край.
Изучаем свой край по типовому плану.
Практическая работа
1. Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам

8 класс.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
4

Патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
ценностное
отношение
к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов,
проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого
развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к
участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтерство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе
личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом
осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических
культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других
регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических
наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической
информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности
жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил
безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного
образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
5

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их
сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной
географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях
географических объектов, процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению
особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими
объектами, процессами и явлениями;
6

— оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей
среды.
Работа с информацией
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников
географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
—
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою
часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
7

— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условия.
Принятие себя и других
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
— Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;
— находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в
освоение страны;
— характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;
— различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;
— приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте;
— оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность
населения;
— использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о
мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;
— оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;
— проводить классификацию природных ресурсов;
— распознавать типы природопользования;
— находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию;
— находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач: объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных
природных явлений на территории страны;
8

— сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
— объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
— использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия
природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
— называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны, отдельных регионов и своей
местности;
— объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма;
— применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
— применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
— различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
— описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;
— использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий
с помощью карт погоды;
— проводить классификацию типов климата и почв России;
— распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
— показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии
России; крупные реки и озёра, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны;
Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;
— приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
— приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
— приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную
книгу России;
— выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России;
— приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;
— сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
— различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, её отдельных
регионов и своего края;
— проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям;
— использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения,
трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;
9

— применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения»,
«общий прирост населения», «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация»,
«посёлок городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые
ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
— представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

Тематический план. 8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов

Количество часов
Всего контрольные практические
часов
работы
работы

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

1.

Раздел 1. Географическое
пространство России

2.

Раздел 2. Население России

3.

Раздел 3. Природа России

4.

Раздел 4. Природно-хозяйственные
зоны и районы.

5.

Раздел 5. Родной край.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Инструктаж по ТБ. Безопасность школьников в сети
Интернет. Глубокое и всестороннее изучение России,
включая различные виды ее географического
положения, природу, население, хозяйство.
Формирование патриотического, нравственного
мышления учащихся, их личностных качеств, уважения
к культуре и религии народов, населяющих страну;
формирование и развитие осознанного отношения к
прошлому и настоящему многонационального народа
России.
Формирование экологического и экономического
мышления учащихся, их личностных качеств,
воспитание любви к Родине, уважения к её уникальной
природе, природным ресурсам,
Глубокое и всестороннее изучение России, включая
регионы, особенности природопользования и их
взаимозависимости;.
Воссоединение Крыма с Россией. Международный день
прав человека. Международный день борьбы за
ликвидацию расовой дискриминации.

12

4

13

1

3

27

8

11

1

5

68

1

1

2

17

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».