8-9 химия

Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в параллели 8 - 9 классов МБОУ ««Новофедоровская школа-лицей имени Героя Российской
Федерации Т.А.Апакидзе» » на базовом уровне и реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 68 ч в год (2 ч в неделю) в 8 классе и 68 ч в год (2 ч в неделю) в 9 классе.
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара),
рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная
издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).
Рабочая программа разработана на основании: Примерной основной образовательной программы основного общего образования по химии
(базовый уровень), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 № 1/15)
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Химия. 8 класс. Учебник дл общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман
– М. : Просвещение, 2014- 208с.
Химия. 9 класс. Учебник дл общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман –
М. : Просвещение, 2014- 210 с.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые
формы контроля.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний,
комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем –
соответствует авторской программе.
В авторскую программу были внесены некоторые изменения.
 В раздел « Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома»
добавлена тема «Электронные и графические формулы атомов Валентность элемента в свете электронной теории» , т.к. при дальнейшем изучении химии
элементов в 9 классе эти формулы широко используются, также они необходимы для объяснения образования различных типов хим. связи. (1 ч.)
 Тема «Количественные отношения в химии» поставлена после темы «Первоначальные химические понятия» в связи с изменением логики изложения
предмета.
 Из авторской программы исключена или заменена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных
образовательных программ для основной школы:
 исключены или заменены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты, требующие сложного оборудования или реактивов, представляющих
опасность для здоровья учащихся (опыты с концентрированными кислотами, галогенами)
 некоторые лабораторные опыты приведены в соответствие с текстом учебника
 В начале курса 9 класса 3 часа выделено на повторение, закрепление и обобщение важнейших химических понятий курса 8 класса.
Планируемые результаты освоения курса химии

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую
химическую науку;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному,
культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

Формирование коммуникативной грамотности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности

Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты освоения курса химии
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися
основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности.
При изучении химии обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут
работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения химии, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного
замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску
и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
2

1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
3

 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической
реактивности).
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии)
и делать выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение
4

с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научнопопулярный, информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы.
5

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
6

 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся
сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Планируемые предметные результаты освоения курса химии 8 класса
В результате изучения химии обучающийся научится:
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
 раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество»,
«валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
 раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
 различать химические и физические явления;
 называть химические элементы;
 определять состав веществ по их формулам;
 определять валентность атома элемента в соединениях;
 определять тип химических реакций;
 называть признаки и условия протекания химических реакций;
 выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
 составлять формулы бинарных соединений;
 составлять уравнения химических реакций;
 соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
 вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
 вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
7

 характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
 получать, собирать кислород и водород;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
 раскрывать смысл закона Авогадро;
 раскрывать смысл понятия «молярный объем»;
 характеризовать физические и химические свойства воды;
 раскрывать смысл понятия «раствор»;
 вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
 приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
 называть соединения изученных классов неорганических веществ;
 характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
 определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
 составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
 проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
 распознавать опытным путем растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
 характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
 раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе
Д.И. Менделеева;
 объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и
особенностей строения их атомов;
 составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
 раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
 характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
 определять вид химической связи в неорганических соединениях;
 изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
 определять степень окисления атома элемента в соединении;
 оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

1. Содержание учебного предмета. 8 класс.
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно – молекулярных представлений)
8

Тема 1. «Первоначальные химические понятия» (21 час)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение,
эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и
химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические
решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы.
Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная
молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в
сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул
бинарных соединений по валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы
химических реакций.
Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Строение пламени.
Практическая работа №2. Очистка загрязнённой поваренной соли.
Демонстрации. Лабораторное оборудование и приемы безопасной работы с ним. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция. Горение
парафина. Взаимодействие растворов: карбоната натрия и соляной кислоты, сульфата меди и гидроксида натрия.
Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях. Шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода,
оксида углерода (4). Модели кристаллических решеток.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры
физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Ознакомление с образцами простых веществ
(металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом
соединении.
Тема 2. «Количественные отношения в химии» (5 часов)
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная
плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом
соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества
вещества по известной массе или количеству одного из вступающих в реакцию или получающихся веществ. Объёмные отношения газов при химических
реакциях.
Тема 3. «Кислород. Горение» (5 часов)

9

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение.
Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от
загрязнений.
Практическая работа №3 Получение и свойства кислорода.
Демонстрации. Физические свойства кислорода. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Условия возникновения
и прекращения горения. Определение состава воздуха.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Тема 4. «Водород» (3 часа)
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород –
восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Практическая работа №4. Получение водорода и изучение его свойств.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения
воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Тема 5. «Вода. Растворы» (8 часов)
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды.
Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (4) и испытание полученных растворов
индикаторами. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.
Расчётные задачи. Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для
приготовления раствора определённой концентрации.
Практическая работа №5: Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Тема 6. «Важнейшие классы неорганических соединений» (12 часов)
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов.
Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические
свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы
получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей.
Ознакомление с образцами оксидов, свойства растворимых и нерастворимых оснований, действие кислот на индикаторы, отношение кислот к
металлам, вытеснение одного металла другим из раствора соли
10

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома
Тема 7. «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома» (7 часов)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и
галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических
элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов
А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число,
относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент». Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом
уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка
периодического закона. Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание
существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации. Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств
полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой.
Раздел 3. Строение вещества.
Тема 8. «Строение вещества. Химическая связь» (7 часов)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная.
Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по разделам)
№ п/п
1

2

3

Разделы

программы

Модуль
воспитательной Количество
программы «Школьный урок»
часов
Основные понятия химии (уровень
Всероссийский
урок
56
атомно
–
молекулярных безопасности школьников в сети
представлений)
Интернет
Периодический закон и периодическая
Урок «2021 год – год науки
6
система химических элементов Д.И. и технологий»
Менделеева. Строение атома
Строение вещества. Химическая связь.
Урок
«Экологические
6
проблемы Крыма»
Итого:
68

Количество
контрольных работ
4

Количество
практических работ
6

-

-

-

-

4

6

Планируемые предметные результаты освоения курса химии 9 класса.
11

В результате изучения химии обучающийся научится:

характеризовать реакции по известным признакам классификации

объяснять зависимость скорости реакции от различных факторов;

объяснять зависимость свойств веществ от их строения, сущность электролитической диссоциации

записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей; уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном ионном
виде; уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;

определять возможность протекания реакций ионного обмена; степень окисления

проводить эксперимент, соблюдая правила ТБ.

характеризовать галогены как химические элементы;

обосновывать свойства галогенов как типичных неметаллов;

составлять уравнения характерных для хлора реакций;

записывать уравнения химических реакций, характерных для соляной кислоты;

давать сравнительную характеристику галогенов;

выполнять химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.

характеризовать свойства аллотропных модификаций серы

характеризовать свойства кислот с точки зрения ТЭД;

записывать формулы изученных веществ и уравнения реакций с их участием, уравнения реакций, отображающих генетическую связь;

записывать уравнения ОВР концентрированной серной кислоты с металлами;

проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ;

решать экспериментальные задачи на распознавание веществ;

подтверждать экспериментально качественный состав веществ;

вычислять по химическим уравнениям массу, объём и количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму
или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы V группы; белого и красного фосфора;

характеризовать азот как химический элемент и простое вещество, биологическую роль азота, круговорот азота в природе;

определять опытным путем аммиак, катион аммония;

записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства и способы получения веществ, уравнения ОВР, уравнения реакций,
отображающих генетическую связь;

определять принадлежность веществ к определенным классам соединений, тип химической реакции, валентность и степень окисления химических
элементов в соединениях;

называть соединения изученных классов, определять состав веществ по их формулам;

давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы IV группы; сравнительную характеристику оксидов
углерода;

характеризовать углерод как химический элемент и простое вещество, аллотропные модификации углерода;

распознавать оксид углерода (IV), карбонат-ионы;
12


записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства и способы получения веществ, генетическую связь.

проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ;

приводить примеры изделий силикатной промышленности;

производить вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

характеризовать химические свойства металлов, составлять уравнения реакций с участием металлов, указывать их тип, называть продукты
реакций, записывать уравнения реакций, отражающих генетическую связь;

записывать уравнения реакций получения металлов;

характеризовать свойства некоторых сплавов и их применение;

давать сравнительную характеристику строения и свойств атомов элементов главной подгруппы I группы;

распознавать вещества, используя качественные реакции;

осуществлять реакции, лежащие в основе цепочки превращений;

составлять уравнения ионных реакций, окислительно-восстановительных реакций;

характеризовать алюминий по плану, составлять уравнения реакций с участием алюминия и его соединений, указывать их тип, называть продукты
реакций;

характеризовать железо по плану, составлять уравнения реакций с участием железа и его соединений, указывать их тип, называть продукты
реакций;

записывать молекулярные и структурные формулы органических веществ

составлять шаростержневые модели молекул веществ;

составлять молекулярную и структурную формулы метана

характеризовать основные химические свойства метана;

составлять молекулярную и структурную формулы этилена

характеризовать основные химические свойства этилена.

составлять формулы простейших спиртов, давать им характеристики;

составлять формулы простейших карбоновых кислот, сложных эфиров, общую формулу жиров, характеризовать их важнейшие свойства;

характеризовать значение важнейших углеводов;

характеризовать биологическое значение и свойства аминокислот и белков;
2. Содержание учебного предмета. 9 класс
Раздел 1. Многообразие химических реакций.
Тема 1. Классификация химических реакций. 8 ч.
Строение вещества. Виды химической связи. Типы кристаллических решеток. Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Метод
электронного баланса. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления. Тепловой эффект химических
реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические расчеты. Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.
Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость.
13








Тема 2. Теория электролитической диссоциации 7 ч
Сущность процесса электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, щелочей и солей. Диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные
электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции
Демонстрация: Испытание веществ и их растворов на их электрическую проводимость. Электролиз хлорида меди (II). Электролиз слабого электролита.
Определение реакции среды в растворах разных солей.
Лабораторные опыты:
Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме « Теория электролитической диссоциации»
Раздел 2. Многообразие веществ. Металлы и неметаллы. 44 ч.
Тема 3. Галогены. 5 ч
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и
химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород.
Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Лабораторные опыты:
Качественная реакция на хлорид-ион
Практическая работа № 3. Изучение свойств соляной кислоты.
Тема 4. Подгруппа кислорода. Основные закономерности химических реакций. 7 ч
Положение кислорода и серы в Периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Строение простых веществ. Аллотропия.
Аллотропные видоизменения кислорода и серы.Сера. Физические свойства и химические свойства серы. Применение серы. Сероводород. Сульфиды.
Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. Технология производства серной кислоты.
Скорость химических реакции и ее зависимость от условий протекания. Химическое равновесие.
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества
или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ
Демонстрация: Горение серы в кислороде. Аллотропия серы. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих
веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры.
Лабораторные опыты:
Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфатами)
Распознавание сульфат-иона в растворе.
Практическая работа № 4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

14








Тема 5. Подгруппа азота 9 ч
Положение азота и фосфора в Периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Азот. Физические и химические свойства азота,
получение применение. Аммиак и его свойства. Синтез аммиака.
Соли аммония. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее свойства. Соли азотной кислоты.
Фосфор, его физические и химические свойства, получение применение. Оксид фосфора (V).
Ортофосфорная кислота и ее свойства. Ортофосфаты. Минеральные удобрения.
Демонстрация: Свойства азотной кислоты. Качественная реакция на нитраты
Лабораторные опыты:
Взаимодействие солей аммония с щелочами.
Распознавание солей аммония.
Практическая работа № 5. Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака
Тема 6. Подгруппа углерода 10 ч
Положение углерода и кремния в Периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Адсорбция. Углерод, его физические и химические
свойства, получение применение. Оксид углерода (II). Оксид углерода (IV). Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кремний и его
свойства.
Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Силикатная промышленность. Стекло. Виды стекла.
Демонстрация: Поглощение углем растворенных веществ и газов. Виды стекла. Затвердевание цемента при смешивании с водой.
Лабораторные опыты:
Ознакомление с различными видами топлива (работа с коллекцией).
Ознакомление со свойствами и взаимопревращением карбонатов и гидрокарбонатов.
Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией)
Практическая работа № 6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 7. Общие свойства металлов. 13 ч
Положение металлов в Периодической таблице и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Характерные химические свойства
металлов. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Сплавы. Производство чугуна. Производство стали. Характеристика щелочных металлов. Положение магния и кальция в периодической таблице химических
элементов, строение их атомов. Кальций и его соединения. Алюминий. Положение железа в Периодической таблице химических элементов и строение
его атома. Свойства железа. Соединения железа.
Демонстрация: Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция. Рудами железа, соединениями
алюминия. Взаимодействие щелочных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты: Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа
(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами
15

Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.
Тема 8. Первоначальные представления об органических веществах. Органическая химия 9 ч
Органическая химия. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Упрощенная классификация органических
соединений
Предельные (насыщенные) углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.
Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.
Демонстрация: Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на
этилен. Образцы нефти и продуктов переработки.
Расчетные задачи: Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое воздействие на организм. Применение. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Демонстрация: Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественная реакция на многоатомные спирты. Карбоновые
кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых
кислот.. Сложные эфиры. Жиры Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.
Демонстрация: Получение и свойства уксусной кислоты. Углеводы. Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе.
Крахмал. Целлюлоза. Применение.
Демонстрация: Качественная реакция на глюкозу и крахмал.Аминокислоты. Белки. Роль белков в питании. Полимеры - высокомолекулярные
соединения. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид. Применение полимеров.
Демонстрация: Ознакомление с образцами изделий из полимеров: полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
«Изготовление моделей углеводородов»
*Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников

16

III. Тематический план для 9 класса (68 часов)
№

Разделы, темы

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

Часы

Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет

15

Контр.работы

Практ.работы

1

1
1

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Раздел 1. Многообразие химических реакций
Повторение важнейших понятий курса химии 8
класса
2.
Классификация химических реакций
3.
Электролитическая диссоциация.
Раздел 2. Многообразие веществ
1.
Галогены
2.
Кислород и сера.
3.
Азот и фосфор.
4.
Углерод и кремний.
Металлы
1.
Общие свойства металлов.
2.
Щелочные металлы.
3.
Щелочно - земельные металлы
4.
Железо
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических
веществ
Итого:
1.

3

Урок «2021 – год науки и технологий»

Урок « Загрязнение природной среды»

Урок «Экологические проблемы Крыма»

5
7
44
5
7
9
10
13
3
2
3
5

1

1

4

7

1

9
68

17

1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».