10 химия

Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы среднего общего образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и
воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и
социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотического воспитания
1) ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в
жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Гражданского воспитания
2) представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки
своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Ценности научного познания
3) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и
явлений;
5) познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
6) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, проектной и исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
7) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий
и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при
обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
8) интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том
числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с

учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей; успешной профессиональной деятельности
и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания
9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности
здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания
ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой,
повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством
методов химии;
11) экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты освоения курса химии представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
2

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения курса химии 10 класса
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических
элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и
строению;
составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах
и принадлежности к определенному классу соединений;
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;
3

приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ
с целью их идентификации и объяснения области применения;
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их
реакционной способности;
использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений
(полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала,
белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и
массовым долям элементов, входящих в его состав;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации,
ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных
суждений и формирования собственной позиции;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
получения и распознавания органических веществ;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, водородной – с целью
определения химической активности веществ;
устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения
органических соединений заданного состава и строения;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании
принимаемых решений на основе химических знаний.
Содержание учебного предмета.
Раздел1. Основы органической химии
4

Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в
системе естественных наук. Принципы классификации органических соединений. Понятие о функциональной группе.
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Зависимость свойств веществ от
химического строения молекул. Изомерия и изомеры.
Раздел 2.Углеводороды.
Предельные углеводороды. Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Понятие о циклоалканах.
Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений. Изомерия углеродного
скелета. Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения
(галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из
основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов.
Непредельные углеводороды. Алкены и алкины. Строение молекул этилена и ацетилена. Кратность химической связи.
Гомологический ряд алкенов и алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Свойства
непредельных углеводородов (на примере этилена и ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование), горения. Реакции полимеризации . Полимеризация этилена как основное направление его использования.
Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена и ацетилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение
каучука и резины.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции
замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как
доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола. Генетическая связь между углеводородами.
Приро дны е и сточн ики уг леводо родов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее
переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке
нефтепродуктов.
Раздел 3. Кислородсодержащие органические вещества.
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов.
Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы,
реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты
как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и
глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для
распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием,
гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.
5

Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на
карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения
предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на
примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с
неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление
о высших карбоновых кислотах.
Практическая работа №1. Свойства уксусной кислоты
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных
эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности.
Раздел 4. Би олог ическ и важн ые орг анически е вещества.
Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание
растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ
промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза.
Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз,
качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая
роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь.
Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков.
Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения
белков пищи в организме. Биологические функции белков. Генетическая связь между органическими веществами.
Лабораторные опыты:
1. Изготовление моделей молекул углеводородов.
2. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки
3. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II)
4. Получение этаналя окислением этанола
5. Окисление альдегида гидроксидом меди (II)
6. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)
7. Взаимодействие крахмала с йодом
8. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон
Типы расчетных задач:
6

1. Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его
состав, или по продуктам сгорания.
2. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной
массовой долей растворенного вещества.
Тематическое планирование
№
п/п

Название раздела, темы

1. Основы органической химии.
2. Углеводороды
3. Кислородсодержащие
органические вещества
4. Азотсодержащие органические
соединения
5. Итого

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет
Урок «Мы за здоровый образ жизни»
Урок «Загрязнение природной
среды»
Урок «Экологические проблемы
Крыма»

Кол-во часов
Рабочая программа
34ч
2

Кол-во контроль
ных работ

14
13

1
1

5
34

7

Кол-во
практических
работ

2
1

2

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».