РП Литературное чтение 4-е классы

1. Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства
учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы
предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений,
развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
1)
становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению
родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре
общества;
2)
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому,
настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в
процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
3)
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
1)
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление
сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям,
независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
2)
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в
ситуации нравственного выбора;
3)
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации
литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
4)
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
1)
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё
отношение в разных видах художественной деятельности;
2)
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений
фольклора и художественной литературы;
3)
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих
художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
1)
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том
числе информационной);
2)
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
1)
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в
литературных произведениях;
2)
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как
средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
1)
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
2)
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие
познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы

познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора,
устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
2)
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
3)
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
4)
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную
последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
5)
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
6)
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении
плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
1)

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных
учителем вопросов;
2)
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
3)
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
4)
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
5)
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, классификации, сравнения, исследования);
6)
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
1)

выбирать источник получения информации;
2)
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
3)
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
учителем способа её проверки;
4)
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
5)
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
1)

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
6)

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
2)
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
3)
признавать возможность существования разных точек зрения;
4)
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
5)
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
6)
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
7)
готовить небольшие публичные выступления;
8)
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
1)

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
2)
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
1)

1)
2)

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:
1)
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
2)
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
3)
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
4)
ответственно выполнять свою часть работы;
5)
оценивать свой вклад в общий результат;

6)

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное
чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
1)
осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека,
находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и
мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
2)
демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной
литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
3)
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее,
ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
4)
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и
небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного
оценивания);
5)
читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
6)
различать художественные произведения и познавательные тексты;
7)
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма,
строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
8)
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и
формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
9)
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы,
народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора
разных народов России;
10)
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения,
басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
11)
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль,
последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей,
выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по
самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям,
поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера,
устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
13)
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте
примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет,
олицетворение, метафора);
14)
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема,
идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение,
метафора, лирика, эпос, образ);
15)
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое
высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики);
устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ
примерами из текста;
16)
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно,
сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
17)
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из
произведения;
18)
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10
предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение),
корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
19)
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
20)
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать
продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
21)
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации,
предисловие, приложения, сноски, примечания);
22)
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки,
рассказывать о прочитанной книге;
23)
использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для
получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
12)

2. Содержание курса
 Аудирование (слушание)
 Чтение:
 Чтение вслух
 Чтение про себя
 Работа с разными видами текста
 Библиографическая культура
 Работа с текстом художественного произведения
 Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами
 Говорение (культура речевого общения)
 Письмо (культура письменной речи)
 Круг детского чтения
 Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
В 4 классе курс литературного чтения разделено на разделы: виды речевой и читательской деятельности, круг детского
чтения, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность
Содержание программы и процесс обучения ее достижения показано в двух таблицах. В первой таблице
представлены содержание, планируемые результаты, специфические умения по литературному чтению. Учебные
результаты по предмету даны на двух уровнях:
- ученик научится;
-ученик получит возможность научиться;
Второй уровень в таблице выделен курсивом. Во второй таблице представлено календарно -тематическое
планирование с указанием основных видов деятельности учащихся. Виды деятельности учащихся оформлены на языке
планируемых результатов: предметных, специфических УД и метапредметных.

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию,
достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:
 осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного
чтения для формирования общей культуры человека, формирования личных качеств и социальных ценностей;
 понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями;
 работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение
литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
 применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, пересказывать текст;
 осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
 работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

3.Тематический план
№
п/п

Раздел

1

Летописи, былины, сказания, жития

1 января-День былинного
богатыря Ильи Муромца

11

2

Чудесный мир классики

День воинской славы России

17

3

Поэтическая тетрадь

Всемирный день поэзии

7

4

Литературные сказки

Международный день детской
книги

13

5

Делу время – потехе час

День детского кино

8

6

Страна детства

Международный день дарения книг

9

7

Природа и мы

Международный день чтения вслух

12

8

Родина

Всемирный день Земли

6

9

Страна Фантазия

3 марта- Всемирный день
писателя

6

10

Зарубежная литература

День памяти жертв политических
репрессий

13

Всего:

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

Кол-во
часов

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».