РП физическая культура 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новофедоровская школа-лицей имени Героя Российской Федерации Т.А.Апакидзе»
Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
/Бондаренко Ю. А.
ПОД!
одшсь

ФИО

Протокол заседания ШМО
от 30. 08. 2022 г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Новофедоровская школа-лицей
имени Героя Росси|1ской Федерации
Т.А.Апакидзе^
/Лях ЕЮ.
ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ 31.08.2022 № 311
Директор МБОУ«Новофедоровская школалицей имени Героя Российской Федерации
Т.А.Апакдазе>
/Емельянова В,И.
подпись ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет «Физическая культура»
Уровень базовый
Учитель Левченко Т.А.. Галочкина Е.В.
Ф.И.О. учителя-разработчика или разработчиков

Класс
9
Срок реализации один год
Количество часов:
Всего 68 часов в год; в неделю 2 часа.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, на основе региональной экспериментальной комплексной программы по физическому
воспитанию, авторы: Огарков А.В., Пищаева О.А.,Вареников А.М., Плохая С.И., Кондратенко В.В., Вердина Е.А.,
утвержденной Ученым Советом КРИППО протокол №5 от 04.09.2014 года, с учетом программы воспитания,
утвержденной приказом от 24.06.2021 №273 с изменениями, внесёнными приказом от 31.08.2022 №320.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Физическая культура 8-9 классы», для общеобразовательных
организаций/ А.П.Матвеев. - М.: Просвещение, 2014 г.
2022 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся
отечественных спортсменов-олимпийцев;
готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных соревнований, уважать традиции и принципы современных
Олимпийских игр и олимпийского движения;
готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при организации, планировании и проведении
совместных занятий физической культурой и спортом, оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;
готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий физической культурой, участия в спортивных
мероприятиях и соревнованиях;
готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах, соблюдать правила техники безопасности во время совместных занятий
физической культурой и спортом;
стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры движения и телосложения, самовыражению в избранном виде спорта;
готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе научных представлений о закономерностях
физического развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей;
осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении
посредством занятий физической культурой и спортом;
осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое,
психическое и социальное здоровье человека;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические мероприятия по регулированию эмоциональных
напряжений, активному восстановлению организма после значительных умственных и физических нагрузок;
готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом, проводить гигиенические и профилактические
мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
2

освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры,
игровой и соревновательной деятельности;
повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой, планировании их содержания и направленно сти в
зависимости от индивидуальных интересов и потребностей;
формирование представлений об основных понятиях и терминах физического воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться ими
в познавательной и практической деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
проводить сравнение соревновательных упражнений Олимпийских игр древности и современных Олимпийских игр, выявлять их общность и
различия;
осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ современного олимпийского движения, приводить примеры её
гуманистической направленности;
анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств личности, устанавливать возможность
профилактики вредных привычек;
устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и изменениями показателей работоспособности;
устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную
форму и составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений;
устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств, состоянием здоровья и функциональными
возможностями основных систем организма;
устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм
и ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма.
Универсальные коммуникативные действия:
3

выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников об образцах техники выполнения разучиваемых упраж нений,
правилах планирования самостоятельных занятий физической и технической подготовкой;
вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий
на основе определённых правил и регулировать нагрузку по частоте пульса и внешним признакам утомления;
описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы движений, подбирать подготовительные упражнения и
планировать последовательность решения задач обучения; оценивать эффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом;
наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другими учащимися, сравнивать её с эталонным
образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения;
изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца» разучиваемого упражнения, рассматривать и моделировать появление
ошибок, анализировать возможные причины их появления, выяснять способы их устранения.
Универсальные учебные регулятивные действия:
составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной функциональной направленностью, выявлять особенности
их воздействия на состояние организма, развитие его резервных возможностей с помощью процедур контроля;
составлять и выполнять акробатические и гимнастические комплексы упражнений, самостоятельно разучивать сложно-координированные
упражнения на спортивных снарядах;
активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться на указания учителя и правила игры при возникновении
конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и право других на ошибку, право на её совместное исправление;
разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно взаимодействуют при совместных тактических действиях в защите
и нападении, терпимо относится к ошибкам игроков своей команды и команды соперников;
организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять
способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков полученной травмы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
4

отстаивать принципы здорового образа жизни, раскрывать эффективность его форм в профилактике вредных привычек; обосновывать пагубное
влияние вредных привычек на здоровье человека, его социальную и производственную деятельность;
объяснять понятие «профессионально-прикладная физическая культура», её целевое предназначение, связь с характером и особенностями
профессиональной

деятельности;

понимать

необходимость

занятий

профессионально-прикладной

физической

подготовкой

учащихся

общеобразовательной школы;
использовать приёмы массажа и применять их в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом, выполнять гигиенические
требования к процедурам массажа;
определять характер травм и ушибов, встречающихся на самостоятельных занятиях физическими упражнениями и во время активного отдыха,
применять способы оказания первой помощи;
составлять и выполнять комплексы упражнений из разученных акробатических упражнений с повышенными требованиями к технике их
выполнения (юноши);
составлять и выполнять комплексы упражнений из разученных акробатических упражнений с включением элементов художественной гимнастики,
упражнений на гибкость и равновесие (девушки);
совершенствовать технику беговых и прыжковых упражнений в процессе самостоятельных занятий технической подготовкой к выполнению
нормативных требований комплекса ГТО;
совершенствовать технические действия в спортивных играх: баскетбол, волейбол, футбол, взаимодействовать с игроками своих команд в условиях
игровой деятельности, при организации тактических действий в нападении и защите;
тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых
особенностей.

Содержание программы курса физической культуры 9 класса.
Знания о физической культуре. Здоровье и здоровый образ жизни, вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье человека.
Профессионально-прикладная физическая культура.
5

Способы самостоятельной деятельности. Восстановительный массаж как средство оптимизации работоспособности, его правила и приёмы во
время самостоятельных занятий физической подготовкой. Оказание первой помощи на самостоятельных занятиях физическими упражнениями и во
время активного отдыха.
Физическое совершенствование:
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Занятия физической культурой и режим питания. Упражнения для снижения избыточной массы
тела. Оздоровительные, коррекционные и профилактические мероприятия в режиме двигательной активности старшеклассников

Спортивно-

оздоровительная деятельность.
«Гимнастика». Акробатическая комбинация с включением длинного кувырка с разбега и кувырка назад в упор, стоя ноги врозь (юноши).
Гимнастическая комбинация на низком гимнастическом бревне из ранее освоенных упражнений с увеличивающимся числом технических элементов
в прыжках, поворотах и передвижениях (девушки). Упражнения на низкой перекладине в упорах и висах (юноши). Вольные упражнения на базе
ранее разученных акробатических упражнений.
«Лёгкая атлетика». Техническая подготовка в беговых и прыжковых упражнениях: бег на короткие и длинные дистанции; прыжки в длину
способами «согнув ноги». Техническая подготовка в метании спортивного снаряда с разбега на дальность.
«Спортивные игры».
Баскетбол. Техническая подготовка в игровых действиях: ведение, передачи, приёмы и броски мяча на месте, в прыжке, после ведения.
Волейбол. Техническая подготовка в игровых действиях: подачи мяча в разные зоны площадки соперника; приёмы и передачи на месте и в
движении; удары и блокировка
Футбол. Техническая подготовка в игровых действиях: ведение, приёмы и передачи, остановки и удары по мячу с места и в движении.
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики и зимних видов спорта;
технических действий спортивных игр.
«Спорт». Физическая подготовка к выполнению нормативов Комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов
спорта и оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
6

Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
изучение каждой темы.
№
п/п

Тема

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

1.

Основы знаний о физической культуре

Уроки безопасности. Уроки здоровья и пропаганды ЗОЖ.
Влияние физических упражнений на осанку. Приемы
закаливания.

2.
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
5.

Способы самостоятельной деятельности
Физическое совершенствование
Легкая атлетика
Спортивные игры. Баскетбол
Спортивные игры. Волейбол
Спортивные игры. Футбол
Гимнастика с элементами акробатики
Спорт

Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Количество
часов

Контрольные
виды деятельности

класс
9

класс
9

День солидарности в борьбе с терроризмом.
День народного единства.
День неизвестного солдата.
Всемирный день здоровья.
День защитника Отечества.
Всемирный день без табака. Эстафета, посвященная Дню
Победы.

ИТОГО

в процессе урока

задания на дом
16
12
12
8
12
8

8
4
4
2
7
4

68

29

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программные
разделы и темы
Знания
о физической
культуре

Программное
содержание
Здоровье и здоровый
образ жизни, вредные
привычки и их пагубное
влияние на здоровье
человека.

Характеристика деятельности учащихся
Коллективная дискуссия (проблемные доклады, эссе, фиксированные выступления). Тема:
«Здоровье и здоровый образ жизни». Вопросы для обсуждения: что такое здоровье и какие
факторы определяют его состояние; почему занятия физической культурой и спортом не
совместимы с вредными привычками; какие факторы и причины побуждают человека вести
здоровый образ жизни.
7

Профессиональноприкладная физическая
культура

Восстановительный
Способы
как
средство
самостоятельно массаж
й деятельности оптимизации
работоспособности,
его
правила и приёмы во
время
самостоятельных
занятий
физической
подготовкой.
Оказание
первой
помощи
на
самостоятельных занятиях
физическими
упражнениями и во время
активного отдыха.

Физическое
совершенствов
ание
Физкультурнооздоровительна
я деятельность

Коллективное обсуждение (с использованием литературных источников, статей и
иллюстративного материала). Тема: «Профессионально-прикладная физическая культура»:
знакомятся с понятием «профессионально-прикладная физическая культура», устанавливают
цели профессионально-прикладной физической культуры и значение в жизни современного
человека, осознают целесообразность её занятий для выпускников общеобразовательных школ;
изучают и анализируют особенности содержания профессионально-прикладной физической
культуры в зависимости от вида и направленности трудовой деятельности; приводят примеры,
раскрывающие эту зависимость; знакомятся с правилами отбора и составления комплексов
упражнений профессионально-прикладной физической культуры, устанавливают их связь с
физической подготовкой, развитием специальных физических качеств;
Тематические занятия (с использованием литературных источников, статей и иллюстративного
материала). Тема: «Восстановительный массаж»:
знакомятся с процедурой массажа как средством восстановления и оздоровления организма, его
видами и формами, их целевым предназначением (спортивный, лечебный и
восстановительный; ручной и аппаратный); знакомятся с правилами и гигиеническими
требованиями к проведению процедур восстановительного массажа, делают выводы о
необходимости их обязательного выполнения;
Тематические занятия (с использованием иллюстративного материала и литературных
источников). Тема: «Оказание первой помощи во время самостоятельных занятий физическими
упражнениями»: знакомятся с наиболее распространёнными травмами во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями и их характерными признаками (ушибы,
потёртости, вывихи, судороги мышц, обморожение, тепловой и солнечный удар);
знакомятся с основными причинами возможного появления травм и профилактическими мерами
по их предупреждению.

Занятия
физической Беседа с учителем (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Занятия физической
культурой
и
режим
культурой и режим питания»: знакомятся с понятием «режим питания», устанавливают
питания.
причин-но-следственную связь между режимом питания и регулярными занятиями физической
Упражнения
для
культурой и спортом; знакомятся с возможными причинами возникновения избыточной массы
снижения
избыточной
тела и её негативным влиянием на жизнедеятельность организма, рассматривают конкретные
массы
тела.
примеры;
Оздоровительные,
знакомятся с должными объёмами двигательной активности старшеклассников, определяют её
8

коррекционные
и
как одно из средств регулирования массы тела.
профилактические
Самостоятельные занятия (с использованием иллюстративного материала): Тема:
мероприятия в режиме
«Индивидуальные мероприятия оздоровительной, коррекционной и профилактической
двигательной активности
направленности»: составляют комплексы упражнений утренней зарядки, дыхательной и
старшеклассников
зрительной гимнастики, физкультминуток, для профилактики неврозов, нарушения осанки и
профилактики избыточной массы тела, разрабатывают процедуры закаливания организма
Спортивнооздоровительна
я
деятельность.
«Гимнастика»

Акробатическая
комбинация с включением
длинного кувырка с разбега и кувырка назад в
упор, стоя- ноги врозь
(юноши). Гимнастическая
комбинация на низком
гимнастическом
бревне
(девушки).

Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Длинный
кувырок с разбега»: изучают и анализируют образец техники длинного кувырка с разбега,
выделяют его фазы и обсуждают технические сложности в их выполнении; анализируют
подводящие и подготовительные упражнения для качественного освоения техники длинного
кувырка и разучивают их: разучивают длинный кувырок с разбега по фазам движения
и в полной координации; контролируют технику выполнения длинного кувырка другими
учащимися, выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения (обучение в
группах).
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Кувырок назад
в упор, стоя ноги врозь»: изучают и анализируют образец техники кувырка назад в упор, стоя
ноги врозь, выделяют его фазы и обсуждают технические сложности в их выполнении;
анализируют подводящие и подготовительные упражнения для качественного освоения техники
кувырка назад в упор ноги врозь и разучивают их; разучивают технику кувырка по фазам
движения и в полной координации; контролируют технику выполнения длинного кувырка
другими учащимися, выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения
(обучение в группах).
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Акробатическая
комбинация»: составляют акробатическую комбинацию из хорошо освоенных упражнений и
разучивают её (не менее 10—12 элементов
и упражнений); контролируют технику выполнения упражнений другими учащимися, выявляют
возможные ошибки и предлагают способы их устранения (обучение в группах).
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Гимнастическая
комбинация на низком гимнастическом бревне»:
закрепляют и совершенствуют технику упражнений ранее освоенной гимнастической
комбинации; наблюдают и анализируют технику образца выполнения полушпагата, выясняют
технические трудности; разучивают имитационные и подводящие упражнения для качественного освоения полушпагата, осваивают технику полушпагата в полной координации на низком
гимнастическом бревне; контролируют технику выполнения полушпагата другими учащимися,
9

выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения (обучение в группах).
«Лёгкая
атлетика»

Техническая подготовка в Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Техническая
беговых и прыжковых
подготовка в легкоатлетических упражнениях»: рассматривают и уточняют образцы техники
упражнениях:
бег
на
беговых и прыжковых упражнений; контролируют технику выполнения легкоатлетических
короткие
и
длинные
упражнений другими учащимися, сравнивают их технику с образцами и выявляют возможные
дистанции; прыжки в
ошибки, предлагают способы их устранения (обучение в группах).
длину способам «согнув Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Техническая
ноги».
Техническая
подготовка в метании спортивного снаряда с разбега на дальность»: рассматривают и уточняют
подготовка в метании
образец техники метания спортивного снаряда (малого мяча); контролируют технику
спортивного снаряда с
выполнения метания спортивного снаряда другими учащимися, сравнивают их технику с
разбега на дальность.
эталонным образцом и вы-являют возможные ошибки, предлагают способы их устранения
(обучение в группах).

«Спортивные
игры».
Баскетбол

Техническая подготовка в Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Техническая
игровых
действиях:
подготовка в баскетболе»: рассматривают и уточняют образцы техники в ведении, передачах,
ведение,
передачи,
приёмах и бросках мяча на месте, в прыжке и после ведения; контролируют технику
приёмы и броски мяча на
выполнения игровых действий другими учащимися, сравнивают их технику с эталонными
месте, в прыжке, после
образцами и выявляют возможные ошибки, предлагают способы их устранения (обучение в
ведения.
группах); совершенствуют технические действия в тактических схемах нападения и защиты (в
условиях учебной игровой деятельности); играют по правилам с использованием разученных
технических и тактических действий (обучение в командах).

«Спортивные
Техническая подготовка в Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Техническая
игры». Волейбол игровых
действиях:
подготовка в волейболе»: рассматривают и уточняют образцы техники в подаче мяча в разные
подачи мяча в разные
зоны площадки соперника, приёмах и передачах на месте и в движении, ударе и блокировке;
зоны
площадки контролируют технику выполнения игровых действий другими учащимися, сравнивают их
соперника; приёмы и
технику с эталонными образцами и выявляют возможные ошибки, предлагают способы
передачи на месте и в их устранения (обучение в группах); совершенствуют технические действия в тактических
движении;
удары
и
схемах нападения и защиты (в условиях учебной игровой деятельности); играют по правилам с
блокировка.
использованием разученных технических и тактических действий (обучение в командах).
«Спортивные
игры».
Футбол

Техническая подготовка в Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Техническая
игровых
действиях:
подготовка в футболе»: рассматривают и уточняют образцы техники в подаче мяча в разные
ведение,
приёмы
и
зоны площадки соперника, приёмах и передачах на месте и в движении, при ударе и
10

«Спорт»

передачи, остановки и
удары по мячу с места и в
движении.

блокировке; контролируют технику выполнения игровых действий другими учащимися,
сравнивают их технику с эталонными образцами и выявляют возможные ошибки, предлагают
способы их устранения (обучение в группах); совершенствуют технические действия в
тактических схемах нападения и защиты (в условиях учебной игровой деятельности); играют
по правилам с использованием разученных технических и тактических действий (обучение в
командах).

Физическая подготовка к
выполнению нормативов
комплекса
ГТО
с
использованием средств
базовой
физической
подготовки, видов спорта
и оздоровительных систем
физической
культуры,
национальных
видов
спорта,
культурноэтнических игр

Учебно-тренировочные занятия (проводятся в соответствии с Примерными программами по
физической культуре, рекомендуемыми Министерством просвещения Российской Федерации
или рабочими программами по базовой физической подготовке, разработанными учителями
физической культуры и представленными в основной образовательной программе
образовательной организации).
Тема: «Физическая подготовка»: осваивают содержание Примерных модульных программ по
физической культуре или рабочей программы базовой физической подготовки;
демонстрируют приросты в показателях физической подготовленности и нормативных
требований комплекса ГТО.

Литература:
1. «Региональная (крымская) экспериментальная комплексная программа по физическому воспитанию (1-11 классы)», авторы: Огарков А.В.,
Вареников А.М., Пищаева О.В., Плохая С.И., Кондратенко В.В., Бердина Е.А. Утверждена ученым советом КРИППО, протокол №5 от
04.09.2014 года.
2. « Физическая культура 8-9 класс» академический школьный учебник, А.П. Матвеев; Москва: «Просвещение»,2014 г

11

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата
внесения
изменений,
дополнений

Согласование с курирующим предмет
Подпись лица, внесшего
заместителем директора (подпись,
запись
расшифровка подписи, дата)

Содержание

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».