РП физическая культура 5-А класс

Содержание программы курса физической культуры в 5 классе.
Знания о физической культуре.
Физическая культура в основной школе: задачи, содержание и формы организации занятий. Система дополнительного обучения физической
культуре; организация спортивной работы в общеобразовательной школе.
Физическая культура и здоровый образ жизни: характеристика основных форм занятий физической культурой, их связь с укреплением здоровья,
организацией отдыха и досуга.
Исторические сведения об Олимпийских играх Древней Греции, характеристика их содержания и правил спортивной борьбы. Расцвет и
завершение истории Олимпийских игр древности.
Способы самостоятельной деятельности.
Режим дня и его значение для учащихся школы, связь с умственной работоспособностью. Составление индивидуального режима дня;
определение основных индивидуальных видов деятельности, их временных диапазонов и последовательности в выполнении
Физическое развитие человека, его показатели и способы измерения. Осанка как показатель физического развития, правила предупреждения её
нарушений в условиях учебной и бытовой деятельности. Способы измерения и оценивания осанки. Составление комплексов физических
упражнений с коррекционной направленностью и правил их самостоятельного проведения.
Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями на открытых площадках и в домашних условиях; подготовка мест занятий,
выбор одежды и обуви; предупреждение травматизма.
Оценивание состояния организма в покое и после физической нагрузки в процессе самостоятельных занятий физической культуры и спортом.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Роль и значение физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни
современного человека. Упражнения утренней зарядки и физкультминуток, дыхательной и зрительной гимнастики в процессе учебных занятий;
закаливающие процедуры после занятий утренней зарядкой. Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов; развитие координации;
формирование телосложения с использованием внешних отягощений.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Роль и значение спортивно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека.
2

Модуль «Гимнастика».
Кувырки вперёд и назад в группировке; кувырки вперёд ноги «скрестно»; кувырки назад из стойки на лопатках (мальчики). Опорные прыжки
через гимнастического козла ноги врозь (мальчики); опорные прыжки на гимнастического козла с последующим спрыгиванием (девочки).
Упражнения на низком гимнастическом бревне: передвижение ходьбой с поворотами кругом и на 90 , лёгкие подпрыгивания; подпрыгивания
толчком двумя ногами; передвижение приставным шагом (девочки). Упражнения на гимнастической лестнице: перелезание приставным шагом
правым и левым боком; лазанье разноимённым способом по диагонали и одно­имённым способом вверх. Расхождение на гимнастической
скамейке правым и левым боком способом «удерживая за плечи».
Модуль «Лёгкая атлетика».
Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с высокого старта; бег на короткие дистанции с максимальной скоростью
передвижения. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту с прямого разбега.
Метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метание малого мяча на дальность с трёх шагов разбега.
Модуль «Зимние виды спорта».
Имитация передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом (теоретические знания).
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, на месте и в движении; ведение мяча на месте и в движении «по прямой», «по кругу» и
«змейкой»; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места; ранее разученные технические действия с мячом.
Волейбол. Прямая нижняя подача мяча; приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху на месте и в движении; ранее разученные
технические действия с мячом.
Футбол. Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с небольшого разбега; остановка катящегося мяча способом «наступания»;
ведение мяча «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; обводка мячом ориентиров (конусов).
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики и зимних видов
спорта, технических действий спортивных игр.
Модуль «Спорт».

3

Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и
оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся
отечественных спортсменов-олимпийцев;
готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных соревнований, уважать традиции и принципы современных
Олимпийских игр и олимпийского движения;
готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при организации, планировании и проведении
совместных занятий физической культурой и спортом, оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;
готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий физической культурой, участия в спортивных
мероприятиях и соревнованиях;
готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах, соблюдать правила техники безопасности во время совместных
занятий физической культурой и спортом;
стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры движения и телосложения, самовыражению в избранном виде спорта;
готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе научных представлений о закономерностях
физического развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей;
осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении
посредством занятий физической культурой и спортом;
осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое,
психическое и социальное здоровье человека;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические мероприятия по регулированию эмоциональных
напряжений, активному восстановлению организма после значительных умственных и физических нагрузок;
4

готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом, проводить гигиенические и профилактические
мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во время туристских походов, противостоять действиям и поступкам,
приносящим вред окружающей среде;
освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры,
игровой и соревновательной деятельности;
повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой, планировании их содержания и направленности в
зависимости от индивидуальных интересов и потребностей;
формирование представлений об основных понятиях и терминах физического воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться
ими в познавательной и практической деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
проводить сравнение соревновательных упражнений Олимпийских игр древности и современных Олимпийских игр, выявлять их общность и
различия;
осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ современного олимпийского движения, приводить примеры её
гуманистической направленности;
анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств личности, устанавливать возможность
профилактики вредных привычек;
характеризовать туристские походы как форму активного отдыха, выявлять их целевое предназначение в сохранении и укреплении здоровья;
руководствоваться требованиями техники безопасности во время передвижения по маршруту и организации бивуака;
устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и изменениями показателей работоспособности;
устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную
форму и составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений;
5

устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств, состоянием здоровья и функциональными
возможностями основных систем организма;
устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического упражнения и возможностью возникновения
травм и ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждения
травматизма.
Универсальные коммуникативные действия:
выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников об образцах техники выполнения разучиваемых упражнений,
правилах планирования самостоятельных занятий физической и технической подготовкой;
вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными возрастно-половых стандартов, составлять планы
занятий на основе определённых правил и регулировать нагрузку по частоте пульса и внешним признакам утомления;
описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы движений, подбирать подготовительные упражнения
и планировать последовательность решения задач обучения; оценивать эффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом;
наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другими учащимися, сравнивать её с эталонным
образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения;
изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца» разучиваемого упражнения, рассматривать и моделировать появление
ошибок, анализировать возможные причины их появления, выяснять способы их устранения.
Универсальные учебные регулятивные действия:
составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной функциональной направленностью, выявлять особенности
их воздействия на состояние организма, развитие его резервных возможностей с помощью процедур контроля и функциональных проб;
составлять и выполнять акробатические и гимнастические комплексы упражнений, самостоятельно разучивать сложно-координированные
упражнения на спортивных снарядах;
6

активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться на указания учителя и правила игры при
возникновении конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и право других на ошибку, право на её совместное исправление;
разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно взаимодействуют при совместных тактических действиях в
защите и нападении, терпимо относится к ошибкам игроков своей команды и команды соперников;
организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять
способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков полученной травмы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
- выполнять требования безопасности на уроках физической культуры, на самостоятельных занятиях физическими упражнениями в условиях
активного отдыха и досуга;
- проводить измерение индивидуальной осанки и сравнивать её показатели со стандартами, составлять комплексы упражнений по коррекции и
профилактике её нарушения, планировать их выполнение в режиме дня;
- составлять дневник физической культуры и вести в нём наблюдение за показателями физического развития и физической подготовленности,
планировать содержание и регулярность проведения самостоятельных занятий;
- осуществлять профилактику утомления во время учебной деятельности, выполнять комплексы упражнений физкультминуток, дыхательной и
зрительной гимнастики;
- выполнять комплексы упражнений оздоровительной физической культуры на развитие гибкости, координации и формирование телосложения;
- выполнять опорный прыжок с разбега способом «ноги врозь» (мальчики) и способом «напрыгивания с последующим спрыгиванием» (девочки);
- выполнять упражнения в висах и упорах на низкой гимнастической перекладине (мальчики); в передвижениях по гимнастическому бревну
ходьбой и приставным шагом с поворотами, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением (девочки);
- передвигаться по гимнастической стенке приставным шагом, лазать разноимённым способом вверх и по диагонали;
- выполнять бег с равномерной скоростью с высокого старта по учебной дистанции;
- демонстрировать технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»;
7

- имитация передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом (теоретические знания);
- демонстрировать технические действия в спортивных играх:
-баскетбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях; приём и передача мяча двумя руками от груди с места и в
движении);
- волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху с места и в движении, прямая нижняя подача);
футбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях, приём и передача мяча, удар по неподвижному мячу с небольшого
разбега).
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

1.

Основы знаний о физической
культуре

Уроки безопасности. Уроки здоровья и пропаганды ЗОЖ.
Влияние физических упражнений на осанку. Приемы закаливания.

2.

Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

3.5

Способы самостоятельной
деятельности
Физическое совершенствование
Модуль «Лёгкая атлетика»
Модуль « Спортивные игры.
Баскетбол»
Модуль « Спортивные игры.
Волейбол»
Модуль « Спортивные игры.
Футбол»
Модуль «Гимнастика»

3.6
4.

Модуль «Зимние виды спорта»
Спорт

3.
3.1
3.2
3.3
3.4

ИТОГО

Количество
часов

Контрольные
виды
деятельности

в процессе урока
задания на дом

День солидарности в борьбе с терроризмом.
День народного единства. Уроки здоровья и пропаганды ЗОЖ.

16
12

7
4

Уроки здоровья и пропаганды ЗОЖ.

14

4

Всемирный день здоровья.

8

2

День защитника Отечества. Уроки безопасности.

12

5

Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях.
Эстафета, посвященная Дню Победы.

2
4

1
4

68

27
8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программные
разделы и темы

Программное
содержание

Характеристика деятельности учащихся

Основы знания Физическая культура в
основной школе: задачи,
о физической
содержание
и формы
культуре
организации занятий.
Система дополнительного
обучения
физической
культуре;
организация
спортивной
работы
в
общеобразовательной
школе.
Физическая культура и
здоровый образ жизни:
характеристика основных
форм занятий физической
культурой,
их
связь
с укреплением
здоровья,
организацией отдыха и
досуга.
Исторические
сведения

Беседа с учителем (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Знакомство с
программным материалом и требованиями к его освоению»:
обсуждают задачи и содержание занятий физической культурой на предстоящий
учебный год;
высказывают свои пожелания и предложения, конкретизируют требования по
отдельным разделам и темам.
Беседа с учителем. Тема: «Знакомство с системой дополнительного обучения
физической культуре и организацией спортивной работы в школе»:
интересуются работой спортивных секций и их расписанием;
задают вопросы по организации спортивных соревнований, делают выводы о
возможном в них участии.
Коллективное обсуждение (с использованием подготовленных учащимися сообщений и
презентаций, иллюстративного материала учителя). Тема: «Знакомство с понятием
«здоровый образ жизни» и значением здорового образа жизни в жизнедеятельности
современного человека»:
описывают основные формы оздоровительных занятий, конкретизируют их значение для
здоровья человека: утренняя зарядка; физкультминутки и физкультпаузы, прогулки и
занятия

об Олимпийских играх
Древней
Греции:
характеристика
их
содержания
и
правил
спортивной
борьбы.
Расцвет
и
завершение
истории Олимпийских игр
древности

на открытом воздухе, занятия физической культурой, тренировочные занятия по видам
спорта; приводят примеры содержательного наполнения форм занятий физкультурнооздоровительной и спортивно-оздоровительной направленности;
осознают положительное влияние каждой из форм организации занятий на состояние
здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность.
Коллективное
обсуждение
(с
использованием
подготовленных
учащимися
сообщений
и
презентаций,
иллюстративного
материала
учителя). Тема: «Знакомство с историей древних Олимпийских игр»:
9

характеризуют Олимпийские игры как яркое культурное событие Древнего мира;
излагают
версию
их
появления
и причины завершения;
анализируют состав видов спорта, входивших в программу Олимпийских игр Древней
Греции, сравнивают их с видами спорта из программы современных Олимпийских игр;
устанавливают общность и различия в организации древних и современных
Олимпийских игр
Способы
самостоятельной
деятельности

Режим дня и его значение
для учащихся школы, связь
с умственной
работоспособностью.

Беседа с учителем (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Режим дня и
его значение для современного школьника»:
знакомятся с понятием «работоспособность» и изменениями показателей
работоспособности в течение дня;

Составление
индивидуального режима
дня; определение основных
индивидуальных
видов
деятельности,
их
временных диапазонов и
последовательности
в
выполнении.
Физическое
развитие
человека, его показатели и
способы их измерения.
Осанка как показатель
физического
развития,
правила предупреждения её
нарушений
в условиях
учебной
и
бытовой
деятельности.
Способы
измерения
и оценивания
осанки.
Составление
комплексов
физических
упражнений
с
коррекционной

устанавливают причинно-следственную связь между видами деятельности, их
содержанием и напряжённостью и показателями работоспособности;
устанавливают причинно-следственную связь между планированием режима дня
школьника и изменениями показателей работоспособности в течение дня.
Тематические занятия (с использованием материала учебника и Интернета). Тема:
«Самостоятельное составление индивидуального режима дня»:
определяют индивидуальные виды деятельности в течение дня, устанавливают
временной
диапазон
и
последовательность
их выполнения;
составляют
индивидуальный
режим
дня
и
оформляют
его в виде таблицы.
Тематические занятия (с использованием материала учебника и Интернета). Тема
«Физическое развитие человека и факторы, влияющие на его показатели»:
знакомятся с понятием «физическое развитие» в значении «процесс взросления организма под
программ»;
приводят примеры влияния занятий физическими упражнениями на показатели
физического развития.
Индивидуальные самостоятельные занятия (подготовка небольшого реферата с
использованием материала учебника и Интернета). Тема: «Осанка как показатель
физического развития и здоровья школьника»:
знакомятся с понятиями «правильная осанка» и «неправильная осанка», видами осанки
и возможными причинами нарушения;
10

направленностью и правил
их
самостоятельного
проведения.
Проведение
самостоятельных занятий
физическими
упражнениями на открытых
площадках и в домашних
условиях; подготовка мест
занятий, выбор одежды и
обуви;
предупреждение
травматизма.
Оценивание
состояния
организма в покое и после
физической нагрузки в
процессе самостоятельных
занятий
физической
культуры и спортом.
Составление
дневника
физической культуры

устанавливают причинно-следственную связь между нарушением осанки и состоянием
здоровья (защемление нервов, смещение внутренних органов, нарушение
кровообращения).
Индивидуальные самостоятельные занятия (с использованием измерительных
приборов). Тема: «Измерение индивидуальных показателей физического развития»:
измеряют показатели индивидуального физического развития (длины и массы тела,
окружности грудной клетки, осанки):
выявляют соответствие текущих индивидуальных показателей стандартным
показателям с помощью стандартных таблиц;
заполняют таблицу индивидуальных показателей.
Самостоятельные занятия (с использованием материала учебника и Интернета). Тема:
«Упражнения для профилактики нарушения осанки»:
составляют комплексы упражнений с предметами и без предметов на голове;
самостоятельно разучивают технику их выполнения;
составляют комплекс упражнений для укрепления мышц туловища. Коллективное
обсуждение (подготовка докладов, сообщений, презентаций). Тема: «Организация и
проведение самостоятельных занятий»:
рассматривают возможные виды самостоятельных занятий на открытых площадках и в
домашних условиях, приводят примеры их целевого предназначения (оздоровительные
мероприятия в режиме дня, спортивные игры и развлечения с использованием
физических упражнений и др.);
знакомятся с требованиями к подготовке мест занятий на открытых спортивных
площадках, выбору одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и временем
года;
устанавливают причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на
открытых площадках и правилами предупреждения травматизма;
знакомятся с требованиями к подготовке мест занятий в домашних условиях, выбору
одежды и обуви;
устанавливают причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий в
домашних условиях и правилами предупреждения травматизма.
11

Проведение эксперимента (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Процедура определения состояния организма с помощью одномоментной
функциональной пробы»:
выбирают индивидуальный способ регистрации пульса (наложением руки на запястье,
на сонную артерию, в область сердца);
разучивают способ проведения одномоментной пробы в состоянии относительного
покоя, определяют состояние организма по определённой формуле;
разучивают способ проведения одномоментной пробы после выполнения физической
нагрузки и определяют состояние организма по определённой формуле;
Мини-исследование. Тема: «Исследование влияния оздоровительных форм занятий
физической культурой на работу сердца» (утренняя зарядка, физкультминутки, занятия
по профилактике нарушения осанки, спортивные игры и др.):
измеряют пульс после выполнения упражнений (или двигательных действий) в начале,
середине и по окончании самостоятельных занятий;
сравнивают полученные данные с показателями таблицы физических нагрузок и
определяют её характеристики;
проводят анализ нагрузок самостоятельных занятий и делают вывод о различии их
воздействий на организм.
Самостоятельные практические занятия. Тема: «Ведение дневника физической
культуры»:
составляют дневник физической культуры
Роль
и
значение
Физическое
совершенствован физкультурнооздоровительной
ие
деятельности в здоровом
образе жизни современного
человека.
Упражнения
утренней
зарядки
и физкультминуток,
дыхательной и зрительной
в процессе

Рассказ учителя. Тема: «Знакомство с понятием «физкультурно-оздоровительная
деятельность»:
знакомятся с понятием «физкультурно-оздоровительная деятельность», ролью и
значением физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни
современного человека.
Индивидуальные занятия. Тема: «Упражнения утренней зарядки»:
отбирают и составляют комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток
для занятий в домашних условиях

гимнастики без предметов, с гимнастической палкой и гантелями, с использованием стула;
учебных записывают содержание комплексов и регулярность их выполнения в дневнике
12

занятий;
закаливающие
процедуры после занятий
утренней
зарядкой.
Упражнения на развитие
гибкости и подвижности
суставов;
развитие
координации;
формирование
телосложения
с использованием внешних
отягощений

физической культуры.
Индивидуальные занятия. Тема: «Упражнения дыхательной и зрительной гимнастики»:
знакомятся и записывают содержание комплексов в дневник физической культуры;
разучивают упражнения дыхательной и зрительной гимнастики для профилактики
утомления во время учебных занятий.
Индивидуальные занятия. Тема: «Водные процедуры после утренней зарядки»:
закрепляют и совершенствуют навыки проведения закаливающей процедуры способом
обливания;
закрепляют правила регулирования температурных и временных режимов
закаливающей процедуры;
записывают регулярность изменения температурного режима закаливающих процедур и
изменения её временных параметров в дневник физической культуры.
Индивидуальные занятия. Тема: «Упражнения на развитие гибкости»:
записывают содержание комплексов и регулярность их выполнения в дневнике
физической культуры;
разучивают упражнения на подвижность суставов, выполняют их из разных исходных
положений, с одноимёнными и разно­имёнными движениями рук и ног, вращением
туловища с большой амплитудой.
Индивидуальные занятия. Тема: «Упражнения на развитие координации»:
записывают в дневник физической культуры комплекс упражнений для занятий на
развитие координации и разучивают его;
разучивают упражнения в равновесии, точности движений, жонглировании малым
(теннисным) мячом;
составляют содержание занятия по развитию координации с использованием
разученного комплекса и дополнительных упражнений, планируют их регулярное
выполнение в режиме учебной недели.
Индивидуальные занятия. Тема: «Упражнения на формирование телосложения»:
разучивают упражнения с гантелями на развитие отдельных мышечных групп;
составляют комплекс упражнений, записывают регулярность его выполнения в дневник
физической культуры

Модуль «Гимнас- Кувырки вперёд и назад в рассматривают, обсуждают и анализируют иллюстративный образец техники
тика»
группировке;
кувырки выполнения кувырка вперёд в группировке;
вперёд ноги «скрестно»; описывают технику выполнения кувырка вперёд с выделением фаз движения, выясняют
13

кувырки назад из стойки на
лопатках
(мальчики).
Опорные прыжки: через
гимнастического
козла
ноги врозь (мальчики);
опорные
прыжки
на
гимнастического
козла
с последующим
спрыгиванием (девочки).
Упражнения на низком
гимнастическом
бревне:
передвижение
ходьбой
с поворотами кругом и на
90 ,
лёгкие
подпрыгивания;
подпрыгивания
толчком
двумя
ногами;
передвижение приставным
шагом
(девочки).
Упражнения
на
гимнастической лестнице:
перелезание приставным

возможность появление ошибок и причин их появления (на основе предшествующего
опыта);
совершенствуют технику кувырка вперёд за счёт повторения техники подводящих
упражнений (перекаты и прыжки на месте, толчком двумя ногами в группировке);
определяют задачи закрепления и совершенствования техники кувырка вперёд в
группировке для самостоятельных занятий;
совершенствуют кувырок вперёд в группировке в полной координации;
контролируют технику выполнения упражнения другими учащимися, сравнивают её с
образцом и определяют ошибки, предлагают способы их устранения (обучение в парах).
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Кувырок назад в группировке»:
рассматривают, обсуждают и анализируют иллюстративный образец техники
выполнения кувырка назад в группировке;
описывают технику выполнения кувырка назад в группировке с выделением фаз
движения, характеризуют возможные ошибки и причины их появления на основе
предшествующего опыта;
определяют задачи закрепления и совершенствования техники кувырка назад в
группировке для самостоятельных занятий;
разучивают кувырок назад в группировке по фазам и в полной координации;
контролируют технику выполнения упражнения другими учащимися с помощью
сравнения её с образцом, выявляют

шагом правым и левым
боком;
лазанье
разноимённым способом по
диагонали и одноимённым
способом
вверх.
Расхождение
на
гимнастической скамейке
правым и левым боком
способом «удерживая за
плечи»

ошибки и предлагают способы их устранения (обучение в парах).
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Кувырок вперёд ноги «скрёстно»:
рассматривают, обсуждают и анализируют иллюстративный образец техники
выполнения кувырка вперёд, ноги «скрёстно»;
описывают технику выполнения кувырка вперёд с выделением фаз движения,
характеризуют возможные ошибки и причины их появления (на основе
предшествующего опыта);
определяют задачи для самостоятельного обучения и закрепления техники кувырка
вперёд ноги «скрёстно»;
выполняют кувырок вперёд ноги «скрёстно» по фазам и в полной координации;
контролируют технику выполнения упражнения другими учащимися с помощью её
14

сравнения с иллюстративным образцом, выявляют ошибки и предлагают способы их
устранения (обучение в парах).
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Кувырок назад из стойки на лопатках»:
рассматривают,
обсуждают
и
анализируют
иллюстративный
образец техники выполнения кувырка назад из стойки на лопатках;
уточняют его выполнение, наблюдая за техникой образца учителя;
описывают технику выполнения кувырка из стойки на лопатках по фазам движения;
определяют задачи и последовательность самостоятельного обучения технике кувырка
назад из стойки на лопатках;
разучивают технику кувырка назад из стойки на лопатках по фазам движения и в
полной координации;
контролируют технику выполнения упражнения другими учащимися, анализируют её с
помощью сравнения с техникой образца, выявляют ошибки и предлагают способы их
устранения (обучение в парах).
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Опорный прыжок на гимнастического козла» (девочки):
рассматривают, обсуждают и анализируют иллюстративный образец техники
выполнения опорного прыжка;
уточняют его выполнение, наблюдая за техникой образца учителя;
описывают технику выполнения прыжка с выделением фаз движений;
повторяют подводящие упражнения и оценивают технику их выполнения;
определяют задачи и последовательность самостоятельного обучения технике опорного
прыжка;
разучивают технику прыжка по фазам и в полной координации;
контролируют технику выполнения упражнения другими учащимися, сравнивают её с
иллюстративным образцом и выявляют возможные ошибки, предлагают способы их
устранения (обучение в парах).
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Гимнастическая комбинация на низком гимнастическом бревне»:
знакомятся с комбинацией, анализируют трудность выполнения её упражнений;
разучивают упражнения комбинации на полу, на гимнастической скамейке, на
напольном гимнастическом бревне, на низком гимнастическом бревне;
15

контролируют технику выполнения комбинации другими учащимися, сравнивают её с
иллюстративным образцом и выявляют возможные ошибки, предлагают способы их
устранения (обучение в группах).
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Лазанье
и перелезание на гимнастической стенке»:
закрепляют и совершенствуют технику лазанья по гимнастической стенке
разноимённым способом, передвижение приставным шагом;
знакомятся с образцом учителя, наблюдают и анализируют технику лазанья
одноимённым способом, описывают её по фазам движения;
разучивают лазанье одноимённым способом по фазам движения и в полной
координации;
контролируют технику выполнения упражнения другими учащимися, сравнивают её с
иллюстративным образцом и выявляют возможные ошибки, предлагают способы их
устранения (обучение в группах).
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Расхождение на гимнастической скамейке в парах»:
знакомятся с образцом учителя, анализируют и уточняют отдельные элементы техники
расхождения на гимнастической скамейке способом «удерживая за плечи»; выделяют
технически сложные его элементы;
разучивают технику расхождения правым и левым боком при передвижении на полу и
на гимнастической скамейке (обучение в парах);
контролируют технику выполнения упражнения другими учащимися, сравнивают её с
образцом и выявляют возможные ошибки, предлагают способы их устранения
(обучение в группах)
Модуль «Лёгкая Бег на длинные дистанции
атлетика»
с равномерной скоростью
передвижения с высокого
старта; бег на короткие
дистанции
с
максимальной
скоростью
передвижения. Прыжки в
длину с разбега

Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Бег с
равномерной скоростью на длинные дистанции»:
закрепляют и совершенствуют технику высокого старта:
знакомятся с образцом учителя, анализируют и уточняют детали и элементы техники;
описывают технику равномерного бега и разучивают его на учебной дистанции (за
лидером, с коррекцией скорости передвижения учителем);

16

способом «согнув ноги»;
прыжки в высоту с прямого
разбега.
Метание малого мяча с
места
в
вертикальную
неподвижную
мишень;
метание малого мяча на
дальность с трёх шагов
разбега

разучивают поворот во время равномерного бега по учебной дистанции;
разучивают бег с равномерной скоростью по дистанции в 1 км.
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями по технике безопасности во
время выполнения беговых упражнений на самостоятельных занятиях лёгкой
атлетикой».
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Бег с
максимальной скоростью на короткие дистанции»:
закрепляют и совершенствуют технику бега на короткие дистанции с высокого старта;
разучивают стартовое и финишное ускорение;
разучивают бег с максимальной скоростью с высокого старта по учебной дистанции в
60 м.
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»:
повторяют описание техники прыжка и его отдельные фазы;
закрепляют и совершенствуют технику прыжка в длину с разбега способом «согнув
ноги»;
контролируют технику выполнения упражнения другими учащимися, сравнивают её с
образцом и выявляют возможные ошибки, предлагают способы их устранения
(обучение в группах).
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя по технике
безопасности на занятиях прыжками и со способами их использования для развития
скоростно-силовых способностей».
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Метание малого мяча в неподвижную мишень»:
рассматривают, обсуждают и анализируют иллюстративный образец метания, выделяют
фазы движения и анализируют их технику;
определяют задачи для самостоятельного обучения и закрепления техники метания
малого мяча в неподвижную мишень;
разучивают технику метания малого мяча в неподвижную мишень по фазам движения и
в полной координации.
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями по технике безопасности при
выполнении упражнений в метании малого мяча и со способами их использования для
развития точности движения».
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
17

«Метание малого мяча на дальность»:
рассматривают, обсуждают и анализируют иллюстративный образец техники метания
малого мяча на дальность с трёх шагов, выделяют основные фазы движения,
сравнивают их с фазами техники метания мяча в неподвижную мишень;
анализируют образец техники метания учителем, сравнивают с иллюстративным
материалом, уточняют технику фаз движения, анализируют возможные ошибки и
определяют причины их появления, устанавливают способы устранения;
разучивают технику метания малого мяча на дальность с трёх шагов разбега, с
помощью подводящих и имитационных упражнений;
метают малый мяч на дальность по фазам движения и в полной координации
Модуль «Зимние Передвижение на лыжах Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя по технике
виды спорта»
попеременным
безопасности на занятиях лыжной подготовкой; способами использования упражнений
двухшажным
ходом; в передвижении на лыжах для развития выносливости».
повороты
на
лыжах
переступанием на месте и
в движении по учебной
дистанции;
подъём
на
лыжах в горку способом
«лесенка» и спуск в
основной
стойке;
преодоление
небольших
бугров и впадин при спуске
с пологого склона
Модуль
«Спортивные
игры».
Баскетбол

Передача
мяча
двумя
руками от груди, на месте и
в движении; ведение мяча
на месте и в движении «по
прямой»,
«по
кругу»
и «змейкой»; бросок мяча в
корзину двумя руками от
груди
с места;
ранее
раз­ученные технические

Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Передача баскетбольного мяча двумя руками от груди»:
рассматривают, обсуждают и анализируют образец техники учителя в передаче мяча
двумя руками от груди, стоя на месте, анализируют фазы и элементы техники;
закрепляют и совершенствуют технику передачи мяча двумя руками от груди на месте
(обучение в парах);
рассматривают, обсуждают и анализируют образец техники учителя в передаче мяча
двумя руками от груди при передвижении приставным шагом правым и левым боком,
анализируют фазы и элементы техники;
18

действия с мячом

закрепляют и совершенствуют технику передачи мяча двумя руками от груди при
передвижении приставным шагом правым и левым боком (обучение в парах)
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя по использованию
подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры
баскетбол».
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Ведение баскетбольного мяча»:
рассматривают, обсуждают и анализируют образец техники ведения баскетбольного
мяча на месте и в движении, выделяют отличительные элементы их техники;
закрепляют и совершенствуют технику ведения мяча на месте и в движении «по
прямой»;
рассматривают, обсуждают и анализируют образец техники ведения баскетбольного
мяча «по кругу» и «змейкой», определяют отличительные признаки в их технике,
делают выводы;
разучивают технику ведения баскетбольного мяча «по кругу» и «змейкой».
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Бросок
баскетбольного мяча в корзину двумя руками от груди с места»:
рассматривают, обсуждают и анализируют образец техники броска баскетбольного мяча
в корзину двумя руками от груди с места, выделяют фазы движения и технические
особенности их выполнения;
описывают технику выполнения броска, сравнивают её с имеющимся опытом,
определяют возможные ошибки и причины их появления, делают выводы;
разучивают технику броска мяча в корзину по фазам и в полной координации;
контролируют технику выполнения броска другими учащимися, выявляют возможные
ошибки и предлагают способы их устранения (работа в группах)

Волейбол

Прямая нижняя подача
мяча; приём и передача
мяча двумя руками снизу и
сверху на месте и в
движении;
ранее
разученные
технические

действия

Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Прямая
нижняя подача мяча в волейболе»:
закрепляют и совершенствуют технику подачи мяча;
рассматривают, обсуждают и анализируют образец техники прямой нижней подачи,
определяют фазы движения и особенности их выполнения;

с разучивают и закрепляют технику прямой нижней подачи мяча;
19

мячом

контролируют технику выполнения подачи другими учащимися, выявляют возможные
ошибки и предлагают способы их устранения (обучение в парах);
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя по использованию
подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры
волейбол».
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Приём
и передача волейбольного мяча двумя руками снизу»:
рассматривают, обсуждают и анализируют образец техники приёма и передачи
волейбольного мяча двумя руками снизу с места и в движении, определяют фазы
движения и особенности их технического выполнения, проводят сравнения в технике
приёма и передачи мяча стоя на месте и в движении, определяют отличительные
особенности в технике выполнения, делают выводы;
закрепляют и совершенствуют технику приёма и передачи волейбольного мяча двумя
руками снизу с места (обучение в парах);
закрепляют и совершенствуют технику приёма и передачи волейбольного мяча двумя
руками снизу в движении приставным шагом правым и левым боком (обучение в
парах).
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Приём
и передача волейбольного мяча двумя руками сверху»:
рассматривают, обсуждают и анализируют образец техники учителя, определяют фазы
движения и особенности их технического выполнения, проводят сравнения в технике приёма и передачи, в положении стоя
на месте и в движении, определяют различия в технике выполнения;
закрепляют и совершенствуют технику приёма и передачи волейбольного мяча двумя
руками сверху с места (обучение в парах);
закрепляют и совершенствуют технику приёма и передачи волейбольного мяча двумя
руками сверху в движении приставным шагом правым и левым боком (обучение в
парах).

Футбол

Удар по неподвижному
мячу внутренней стороной
стопы
с небольшого
разбега;
остановка
катящегося мяча способом

Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Удар по
неподвижному мячу»:
рассматривают, обсуждают и анализируют образец техники удара по мячу учителя,
определяют фазы движения и особенности их технического выполнения;
закрепляют и совершенствуют технику удара по неподвижному мячу внутренней
20

«наступания»;
ведение
мяча «по прямой», «по
кругу»
и
«змейкой»;
обводка мячом ориентиров
(конусов)

стороной стопы с небольшого разбега.
Учебный диалог. Тема: «Знакомство с рекомендациями учителя по использованию
подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры
футбол».
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы»:
рассматривают, обсуждают и анализируют образец техники учителя, определяют фазы
движения и особенности их технического выполнения;
закрепляют и совершенствуют технику остановки катящегося мяча внутренней
стороной стопы.
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Ведение футбольного мяча»:
рассматривают, обсуждают и анализируют иллюстративный образец техники ведения
футбольного мяча «по прямой», «по кругу», «змейкой», выделяют отличительные
элементы в технике такого ведения, делают выводы;
закрепляют и совершенствуют технику ведения футбольного мяча с изменением
направления движения.
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема:
«Обводка мячом ориентиров» (конусов):
рассматривают, обсуждают и анализируют образец техники учителя, определяют
отличительные признаки в технике ведения мяча «змейкой» и техники обводки учебных
конусов, делают выводы;
описывают технику выполнения обводки конусов, определяют возможные ошибки и
причины их появления, рассматривают способы устранения;
определяют последовательность задач для самостоятельных занятий по разучиванию
техники обводки учебных конусов;
разучивают технику обводки учебных конусов;
контролируют технику выполнения обводки учебных конусов другими учащимися,
выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения (работа в парах)

Модуль «Спорт»

Физическая подготовка к
выполнению
нормативов
комплекса
ГТО
с
использованием
средств

Учебно-тренировочные занятия (проводятся в соответствии с Примерными
модульными
программами
по
физической
культуре,
рекомендованными
Министерством просвещения Российской Федерации или рабочими программами по
базовой физической подготовке, разрабатываемыми учителями физической культуры
21

базовой
физической
подготовки, видов спорта и
оздоровительных
систем
физической
культуры,
национальных
видов
спорта,
культурноэтнических игр

и представленными в основной образовательной программе образовательной
организации). Тема: «Физическая подготовка»:
осваивают содержания Примерных модульных программ по физической культуре или
рабочей программы базовой физической подготовки;
демонстрируют приросты в показателях физической подготовленности и нормативных
требований комплекса ГТО

Литература:
1. «Региональная (крымская) экспериментальная комплексная программа по физическому воспитанию (1-11 классы)», авторы: Огарков А.В.,
Вареников А.М., Пищаева О.В., Плохая С.И., Кондратенко В.В., Бердина Е.А. Утверждена ученым советом КРИППО, протокол №5 от
04.09.2014 года.

22

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата
внесения
изменений,
дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет
Подпись лица, внесшего
заместителем директора (подпись,
запись
расшифровка подписи, дата)

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».