РП 7-9 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
 проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
 ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
 готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с практическим применением
достижений физики;
 осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание:
 восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей
культуры;
—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на
транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
 активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, требующих в том числе и физических знаний;
 интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
Экологическое воспитание:
 ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
 осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям
других;







повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических
знаний;
 оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее
подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического
явления;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной
физической задачи;
- анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:
- в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
- публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и
результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;
- выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами
команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
- выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
- вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других:
- признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
учащийся научится:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения
исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом
формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы.
- понимать роль эксперимента в получении научной информации;
- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление,
влажность воздуха, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей
измерений.
- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать
установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;
- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя
предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или
закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной
жизни;
- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы,
ресурсы Интернет.
учащийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение
качества жизни;
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
- самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов
измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа
измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
- воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации,
критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
- использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы,
ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
- создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2—3 источников информации физического со держания, в
том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно использовать
изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
- при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами,
следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное
взаимодействие, учитывая мнение окружающих.
В результате изучения физики 7 класса в изучаемом разделе:
Механические явления
учащийся научится:
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих
явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность
механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное
движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел,
имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость,
ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела,
кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с
использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
- решать задачи, используя физические законы (закон закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие
физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент
трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать
краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.

учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования
возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон
Гука, Архимеда и др.);
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
учащийся научится:
- распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи
(теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее
при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия,
температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
вычислять значение физической величины;
- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении
вещества и закон сохранения энергии;
- различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
- решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины
(количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать
краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон
сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых
явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
понимать:
 смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро;
 смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
 смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.
 описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание
тел, диффузию;
 использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени,
массы, силы, давления, температуры;
 представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от
времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
 выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
 приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
 решать задачи на применение изученных физических законов;
 осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных
текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в
разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
 для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
 контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
 рационального применения простых механизмов.
Учащиеся по теме тепловые явления научаться определять:
 Понятия: температура, тепловое движение, тепловые явления, внутренняя энергия, теплопередача, теплопроводность, конвекция,
излучение, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания, агрегатные состояния вещества, плавление,
отвердевание, кристаллизация, температура плавления, температура кристаллизации, удельная теплота плавления, парообразование,
конденсация, испарение, насыщенный пар, динамическое равновесие, кипение, температура кипения, абсолютная, относительная влажность
воздуха, точка росы, удельная теплота парообразования и конденсации, тепловой двигатель, КПД теплового двигателя.
 Факты: зависимость скорости движения молекул от температуры, способы изменения внутренней энергии, механизм, особенности,
применение и учет теплопроводности, условия, необходимые для горения, механизм горения, строение вещества, физические свойства,
движение, расположение молекул в различных агрегатных состояниях, график плавления и отвердевания вещества, механизм плавления и
отвердевания, механизм испарения и конденсации, факторы, влияющие на испарение, механизм кипения, зависимость температуры кипения
от давления, значение влажности, виды тепловых двигателей, устройство, назначение и принцип действия ДВС, устройство, назначение и

принцип действия паровой турбины, назначение, устройство, виды гигрометров, механизм, особенности, учет и использование конвекции и
излучения.
 Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела, выделяемого им при охлаждении
 Формула для расчета количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива
 Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах
 Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела и выделяемого при кристаллизации
 Формула для расчета количества теплоты, необходимого для парообразования жидкости и выделяющегося при конденсации
 Объяснять физические явления на основе знаний о тепловом движении, о внутренней энергии тел и ее изменении, о
теплопроводности, о конвекции и излучении, о количестве теплоты, удельной теплоемкости, о сохранении и превращении энергии в
механических и тепловых процессах, об агрегатных состояниях вещества, о плавлении и кристаллизации веществ, об испарении, о
плавлении, испарении и конденсации.
 Измерять температуру тел с помощью термометра
 Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела, выделяемого телом при остывании
 Рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива
 Читать и строить графики плавления и отвердевания
 Решать задачи на расчет количества теплоты, необходимого для плавления тела и выделяемого при кристаллизации
 Объяснять физический смысл удельной теплоты плавления
 Определять относительную влажность воздуха с помощью психрометра и термометра
 Решать задачи на расчет количества теплоты, необходимого для парообразования жидкости и выделяющегося при конденсации
 Рассчитывать КПД тепловых двигателей
 Рассчитывать количество теплоты, необходимое для парообразования, плавления, выделяющееся при конденсации и отвердевании
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ЯВЛЯЮТСЯ
Учащийся научится:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения
исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом
формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы.
- понимать роль эксперимента в получении научной информации;
- проводить прямые измерения физических величин: напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и
использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать
установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по
результатам исследования;
- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя
предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности
измерений;
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или
закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной
жизни;
- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы,
ресурсы Интернет.
Учащийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение
качества жизни;
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
- самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов
измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
- воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации,
критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
- использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы,
ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в
другую;
- создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников физического
содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно
использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
- при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с
поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.

Результаты изучения физики 8 класса в изучаемом разделе:
Электрические и магнитные явления
Учащийся научится:
- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих
явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное),
взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную
частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света,
отражение и преломление света, дисперсия света.
- составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения
элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
- использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
- описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность
тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами.
- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического
заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон
преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
- решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность
тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета
электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения физической величины.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами
и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об
электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
По теме электрические явления и законы постоянного тока, ученик научится определять:
 Понятие: электризация, наэлектризованное тело, проводник, непроводник, электрическая сила, электрическое поле, электрон,
отрицательный ион, положительный ион, электрический ток, источник электрического тока, электрическая цепь, электрическая схема,
электрический ток в металлах, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое
сопротивление, мощность тока, короткое замыкание,
 Факты: взаимодействие наэлектризованных тел, свойство электризации, устройство, назначение и принцип действия электроскопа,
зависимость действия электрического поля от расстояния, делимость электрического заряда, строение атома, причина электрической
нейтральности тел, механизм электризации, причина проводимости проводников и непроводимости непроводников, условия
существования тока в проводнике, виды источников тока, условные обозначения элементов электрической цепи, действия
электрического тока, направление электрического тока, обозначение на схемах, правила включения вольтметра в цепь, зависимость
силы тока от напряжения, причина возникновения электрического сопротивления, назначение, виды реостатов, обозначение на схемах,
правила включения амперметра в цепь, способы измерения работы тока, причина нагревания проводников током,
 Объяснять физические явления на основе знаний об электризации, об электрическом поле, проводниках и непроводниках
электричества,
 Описывать строение атомов, схематически изображать атомы
 Формула и единицы силы тока, электрического напряжения, сопротивления проводника, работы тока, мощности тока, КПД,
количества теплоты, необходимого для нагревания,
 ТБ при выполнении лабораторных работ по электричеству
 Назначение, правила включения, обозначение на схемах амперметра, вольтметра
 Законы Ома для участка цепи, последовательного соединения проводников, параллельного соединения проводников, Джоуля-Ленца,
 Обозначения элементов электрических схем
 Устройство, назначение принцип действия плавких предохранителей
* Объяснять физические явления на основе знаний об электризации, об электрическом поле, проводниках и непроводниках
электричества, о действиях электрического тока, направлении электрического тока, о нагревании проводников током, о коротком
замыкании, закона Джоуля-Ленца.
 Описывать строение атомов, схематически изображать атомы
 Решать задачи на расчет силы тока, электрического напряжения, на применение закона Ома для участка цепи, на расчет электрических
цепей, на расчет работы тока, мощности тока, на применение закона Джоуля-Ленца,
 Собирать электрическую цепь, читать и чертить электрические схемы
 Измерять напряжение с помощью вольтметра, силу тока с помощью амперметра, определять сопротивление проводника, работу тока,
длину проводника
 Читать графики зависимости силы тока от напряжения
 Регулировать силу тока в цепи реостатом
 Переводить единицы физических величин в СИ, рассчитывать характеристики тока
 Рассчитывать КПД установки с электрическим нагревателем

 Понятия: магнитное поле, магнитные линии, соленоид, электромагнит, постоянный магнит, полюс магнита, магнитная буря,
магнитная аномалия.
 Факты: зависимость направления магнитных линий от направления силы тока в проводнике, зависимость величины магнитного поля
катушки с током от числа витков, от силы тока в катушке, от наличия сердечника; применение электромагнитов, гипотеза Ампера,
взаимодействие постоянных магнитов, причины магнитных бурь, действие магнитного поля на проводник с током, применение
электродвигателей, преимущества электродвигателей.
 Устройство, назначение, принцип действия электродвигателя
 Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле
 Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитах
 Объяснять физические явления на основе знаний о постоянных магнитах

9 класс
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
- устанавливать взаимосвязь естественно – научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
- использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических и исследовательских задач, интегрируя
информацию из различных источников и критически ее оценивая;
- понимать роль эксперимента в получении научной информации;
- различать и уметь использовать в учебно – исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение,
эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах
их роль и место в научном познании;
- проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности
измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным
формулам;
- проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования
значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
- решать качественные задачи используя модели, физические величины и законы; выстраивать логически верную цепочку объяснения
предложенного в задаче процесса (явления);
- учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
- использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других
технических устройств для решения практических, учебно – исследовательских и проектных задач;
- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы
Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических
теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений
и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле),
движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в
решении этих проблем;
- решать практико – ориентированные задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов и формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки
- приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
- осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить
пути определения достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников;
- использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы,
ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в
другую;
- создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников физического содержания,
публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный
понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории
сверстников.

В результате изучения физики 9 класса в изучаемом разделе:
Механические явления
Выпускник научится:
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих
явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность
механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное
движение, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость,
ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела,
кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с
использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I,
II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические
величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная
энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда,
период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования
возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон
Гука, Архимеда и др.);
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
- распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
- описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада,
энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения
электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое выражение;

- различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
- приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций,
спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик
ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
- приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать
условия его использования;
- понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем,
перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
- указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны,
Солнца и планет относительно звезд;
- понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
- указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет;
пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
- различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
-различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
 смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро;
 смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
 смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.
уметь:
 использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени,
массы, силы, давления, температуры;
 представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от
времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
 выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
 приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
 решать задачи на применение изученных физических законов;
 осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных
текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в
разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
 для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;




контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов.

Содержание учебного предмета в 7 классе
Введение в предмет физика
Физические явления. Методы научного познания. Физика и техника. Физические величины и их измерения. Физические приборы.
Фронтальные лабораторные работы:
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение объема.
2. Измерение расстояний и времени между ударами пульса.
Начальные сведения о строении вещества
Атомное строение вещества. Диффузия. Броуновское движение. Свойства тел в различных агрегатных состояниях вещества.
Механические явления
Инерция. Плотность. Скорость. Сила в природе
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы:
3. Измерение скорости
4. Определение массы тела на рычажных весах.
5. Определение плотности вещества.
6. Исследование зависимости удлинения пружины от приложенной силы.
7. Исследование силы трения.
8. Выяснение условий равновесия рычага.
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон
Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
9. Определение выталкивающей силы.
Работа и мощность. Энергия
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы.
Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида
механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Механические колебания. Амплитуда. Период, частота.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.
Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Распространение звука.
Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.
Фронтальные лабораторные работы
10. Определение КПД наклонной плоскости.
11. Изучение колебаний маятника.
Тепловые явления
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения
внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.
Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальная лабораторная работа
12. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
13. Измерение удельной теплоемкости.
14. Определение влажности воздуха.

Тематический план по физике в 7 классе
№ Название раздела или темы

1.
2.
3.

4.

Модуль воспитательной
работы «Школьный урок»

Международный день
распространения
грамотности
Начальные сведения о строении Урок фантазеров «Я в мире
вещества
молекул»
Механические явления
- Урок здоровьесбережения
«Физика и правила
дорожного движения»
- Урок исследований «Сила
трения»
- Урок проектной
деятельности «Я и давление»
- Урок открытых мыслей
«Работа и энергия»
- Урок фантазия «Физика и
Новый год»
Тепловые явления
- Урок – исследования
«Теплопередача и Человек»
- Урок «Экология и
энергосбережение»
- «Мои космические
фантазии»
Итого

Количество часов

Лабораторные
работы

4

Контрольные
работы

2

Введение в предмет физики

5

68

40

9

3

19

3

1

14

4

Содержание учебного предмета в 8 классе
Электрические и электромагнитные явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел.
Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Конденсатор.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители
электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания.
Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие
предохранители.
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на
проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Фронтальные лабораторные работы
1. «Исследования взаимодействия заряженных тел».
2. «Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока».
3. «Измерение силы тока с помощью амперметра».
4. «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
5. «Определение удельного сопротивления проводника».
6. «Измерение напряжения на участках цепи при последовательном сопротивлении»
7. «Определение мощности и работы тока в электрической лампе»
8. «Исследование явлений магнитного взаимодействия»
9. «Сборка электромагнита и испытание его действия»
10. «Изучение работы электродвигателя»
Электромагнитные колебания и волны
Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля
на проводник с током. Устройство электродвигателя. Правило Ленца.
Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока.
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Принципы
радиосвязи и телевидения.

Оптические явления
Свет – электромагнитные волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения
света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в
зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света.
Фронтальные лабораторные работы
11. «Исследование зависимости угла отражения света от угла падения»
12. «Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»
13. «Получение изображений при помощи собирающей линзы».
Резерв

Тематический план по физике в 8 классе
№

Название раздела или
темы

1

Электрические и
электромагнитные
явления

2

Электромагнитные
колебания и волны

3

Оптические явления

4

Повторение (резерв)
Итого

Модуль воспитательной
программы «Школьный урок»
- Всероссийский урок «экология и
энергосбережение» в рамках
Всероссийского фестиваля «Вместе
Ярче»
- День Российской науки – 330 лет со
дня рождения М.В.Ломоносова
- урок фантазеров «Физика и Новый
год»
Урок творчества «За страницами
учебников»
Уроки здоровья и пропаганды ЗОЖ
(мой любимый телефон»
Урок творчества «За страницами
учебников»
Урок фантазеров «Космос – это мы»,
«Мои космические фантазии»

Количество часов

Лабораторные
работы

Контрольные
работы

37

10

3

3

1

13

4

12

16

3
68

Содержание обучения физики в 9 классе
Физика и физические методы изучения природы
Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в
формировании научной картины мира.
Законы механического движения
Система отсчёта и относительность движения. Неравномерное движение. Скорость. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное
движение. Свободное падение. Зависимость скорости и пути равноускоренного движения от времени и ускорения. Движение по
окружности. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон
Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Лабораторные работы:
1. Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения
2. Измерение центростремительного ускорения
3. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и направленных под углом
4. Нахождение центра тяжести плоской фигуры
Законы сохранения
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон
сохранения механической энергии. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин. Преобразование
энергии в тепловых машинах. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивное движение. Реактивный двигатель. КПД
тепловой машины. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации
Устройство четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины. Устройство холодильника.
Лабораторные работы:
5. Определение кинетической энергии и скорости тела по длине тормозного пути
6. Измерение потенциальной энергии тела
7. Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины
8. Исследование превращения механической энергии
Квантовые явления
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Линейчатые оптические спектры. Квантовые постулаты Бора.
Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Дефект массы. Ядерные силы. Энергия связи
атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные
реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на
живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счётчика ионизирующих частиц.
Лабораторная работа
9. Наблюдение линейчатых спектров излучения.

Опыт: Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.
Строение и эволюция Вселенной
Видимые движения небесных светил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Определение расстояний до небесных тел.
Гипотезы о движении Земли. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Открытия Галилея и Кеплера. Гипотеза Джордано Бруно.
Строение Солнечной системы. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.
Физическая природа Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.
Резерв

Тематический план по физике в 9 классе
№ Тема
п/п

2.

Физика и физические методы
изучения природы
Законы механического движения

3.

Законы сохранения

4.

Квантовые явления

5.

Строение и эволюция Вселенной

6.

Резерв
Всего

1.

Модуль воспитательной
программы
«Школьный урок»

Количество
часов

Лабораторные
работы

Контрольные
работы

1
Международный день
распространения грамотности.
День российской науки (330
лет со дня рождения
М.В.Ломоносова)
Физика и правила дорожного
движения.
Урок исследований «Скорость
тела и длина скоростного
пути»
Урок проектной деятельности
Урок – презентация «Мирный
атом и атом – убийца»
Урок творчества «За
страницами учебников»
Урок открытых мыслей
«Космос и человек»

23

3

2

18

5

1

14

1

1

9

1
5

6
6
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».