6 класс род.лит. РП 2022

1 Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской
литературы, принятыми в обществе правиламии нормами поведения и способствуют процессам самопознания,самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, образовательнойорганизации, местного сообщества, родного края, страны, в томчисле в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах
и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилахмежличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на
примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции;готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опоройна примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлениеинтереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы,а также литератур народов РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства,роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям,в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным
состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героевна страницах литературных произведений; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение

индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личныхи общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологическихпроблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научныхпредставлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природнойи социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня
своей компетентностичерез практическую деятельность, в том числе умение учитьсяу других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать
основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия сучётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных

учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД: 15 • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; • умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной
речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать: • понимание значимости родной русской
литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе
изучения выдающихся произведений родной русской литературы; • проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры
русского народа, ответственности за сохранение 16 национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического

и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира; • понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику
русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской
литературы; • осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе
многоаспектного диалога с культурами народов России и мира; • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России
и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; • овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и
создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; • применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения; • накопление
опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения
Второй год обучения. 6 класс • развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития
представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики,
проблематики, образов; осмысление ключевых для 18 русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской
зиме; • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
русской масленице, о родном крае и русском доме; • развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях
о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве
русского языка и родной речи; • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному
плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического
текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с
разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации. Третий год обучения

2 Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой. (3 ч)Русские былины: богатыри и богатырство Былина «Илья Муромец и Святогор». Былинные сюжеты и герои в русской литературе И. А. Бунин.
«Святогор и Илья». М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской.( 3 ч.) Русский Север: Архангельск в русской литературе С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня). Б. В. Шергин. «Детство в
Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы. ( 3 ч. )Стихи русских поэтов о зиме И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»Н. М. Рубцов. «Первый снег». По мотивам
русских сказок о зиме Е. Л. Шварц. «Два брата».
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ ( 9 ч.)
Праздники русского мира. ( 4 ч.) Масленица М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье». А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома. ( 5 ч.) Всюду родимую Русь узнаю В. А. Рождественский. «Русская природа». К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч) Оборона Севастополя А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище». Рюрик Ивнев.
«Севастополь».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».