РП Родной язык (русский) 2-е классы (1)

Рабочая программа по русскому родному языку 2 класс
Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
• расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к
родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального
общения;
• формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего
лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и
русском речевом этикете;
• совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их
с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

•

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в
разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
• приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении
знаний.
2. Общая характеристика курса
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения
народов России. Изучение русского языка и владение им — могучее средство при- общения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является
родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное
взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически
мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать
мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский
родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому
родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех
обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не
может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему
системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным

связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный
контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского
народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте
богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой
картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.
п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и
культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом
противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение меж- предметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в
филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
3. Место курса «Русский родной язык» в учебном плане
Программа «Русский родной язык» в начальной школе во 2 классе рассчитана на 17 учебных часов в год (0,5 часа в неделю).
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предмета «Русский родной язык» во 2 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система
планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными,
познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания
учебного предмета «Русский родной язык» во 2 классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова, обозначающие предметы
•
традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по
указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение
русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов,
связанных с
изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
•
осознавать смыслоразличительную роль ударения; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными
толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
• при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные
приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для

свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и
прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую
связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев,
об участии в народных праздниках.
5. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например,
ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик,
ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети
(например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта:
игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Проектное задание. Почему это так называется?
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём
ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и
ударением.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами
и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные
способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы,
завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные
выражения
в
учебно-научной коммуникации: формы
обращения; использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответдобавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Номер
урока
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17

6. Тематическое планирование по РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ во 2 классе
Название раздела
Количество
Тема урока
часов
Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.)
По одёжке встречают…
1
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи
1
Делу время, потехе час
1
Самовар кипит, уходить не велит
1
Любишь кататься, люби и саночки возить
1
Представление проектных заданий: «секреты семейной кухни», «Интересная игра»,
1
«Почему так называется?»
Язык в действии (6 ч.)
Помогает ли ударение различать слова?
1
Для чего нужны синонимы и антонимы?
1
Как появились пословицы и фразеологизмы?
1
Как можно объяснить значение слова?
1
Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?
1
Практическая работа: «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с
1
необычным произношением и ударением»
Секреты речи и текста (5 ч.)
Учимся вести диалог.
1
Составляем развернутое толкование значения слова
1
Устанавливаем связь предложений в тексте
1
Создаем тексты-инструкциии и тексты-повествования
1
Представление результатов выполнения проектных работ
1

Примечание

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями из- учения этого курса. Курс
не направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка — приоритетной целью является формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация
контроля может вызвать обратный эффект.
В ходе текущей проверки знаний целесообразно использовать критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее

согласованы с учениками. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы
учеников.
Критериальное оценивание — это прежде всего коммуникация «ученик — ученик», содержанием которой является определение
степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только способствует тому, чтобы
ученики удерживали основную цель коммуникации-оценивания — помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать, писать,
слушать. Именно одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, позволяющим ученику увидеть, оценить свои усилия,
обнаружить про- белы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А это означает, что ученик актив- но
включается в своё обучение, у него существенно повышается мотивация.
Для учителя критериальное оценивание — это:
1)
основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;
2)
способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов
обучения конкретного ученика, конкретного класса);
3)
возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том, как они осваивают содержание курса.
Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям.
1. В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения
ученика может быть такой набор критериев: точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя
понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», без запинок) и т. п.
2.
Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть сформулированы кратко и обязательно на
«детском» языке.
Когда ребёнок использует «своё» слово, осмысленное им в коммуникации с учителем и другими детьми, он легко восстанавливает
содержание критерия. Ученики предлагают не только сами критерии, но и форму их краткой записи, что позволяет оперативно делать пометы
в тетради или на оценочном листе. Например, «детские» критерии оценки могут выглядеть так: «Я» — ясность изложения, «Ч» — чёткость
речи и т. д. Ученики также делают пометы при выслушивании сообщения одноклассников, например: «?» — есть вопрос и т. п. При
отсутствии развитого навыка письма, например у первоклассников, краткая запись даёт возможность сэкономить время, не упустив ничего
важного.
3. В 1 и 2 классах для оценки по критериям у ребёнка должны быть своеобразные «опоры» — вопросы, иллюстрации и т. п. Например,
после работы с текстом педагог предлагает выполнить задание в парах: «Опираясь на прочитанный текст, подготовьте два коротких
устных сообщения. Подготовить эти сообщения вам по- могут вопросы». Для подготовки каждого из сообщений педагог предлагает по шесть
вопросов, ответы на которые и составляют основу сообщения. После того как сообщения готовы, педагог каждому ребёнку выдаёт оценочный
лист — таблицу с вопросами, рядом с которыми ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ставит галочку, если в сообщении дан
ответ на вопрос, и какой-то значок, отражающий правильность ответа. Затем дети в паре обсуждают, какой информации не было в
сообщении, какая передана не совсем точно, ищут эту информацию в тексте. Далее на основании этого оценочного листа идёт общая оценка
сообщения по таким критериям:
1) На все ли вопросы удалось ответить?
2) Вся ли информация передана верно?
3) Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?
Если у ребёнка что-то не получилось, то нужно очень доброжелательно обсудить, как ему можно помочь. Учитель, наблюдая работу
учеников на уроке, отмечает продуктивные образцы взаимодействия в паре, группе (типы помощи друг другу) и делает их предметом
обсуждения всего класса. Выделение таких способов и умение построить их обсуждение в классе, чтобы другие дети смогли ими

воспользоваться, — важная учительская задача.
4.
Критерии должны изменяться.
Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для
оценки; появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются.
5.
Критические замечания должны высказываться в форме совета.
Основная цель оценки — стимулировать осмысленное обсуждение устного сообщения или письменного текста, дружеское
взаимодействие в группе, поэтому на уроке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а критические замечания каждый стремится
сделать в мягкой форме. Этому надо специально обучать детей, поэтому сначала учитель помогает формулировать «щадящие» высказывания,
обращает внимание на самые удачные, постепенно дети смогут делать это сами.
Обратная связь — ключевая цель критериального оценивания. Качественная обратная связь обязательно показывает, что уже умеет
делать ученик, какие затруднения у него возникают и как он может с ними справиться. Обратная связь может быть представлена в разных
формах. Прежде всего это устное оценочное высказывание, которое содержит три структурных элемента: похвалу (что получилось),
замечание (что пока не получается), совет (что сделать, чтобы получилось). Например, устное оценочное высказывание может быть таким:
«Таня, ты сегодня написала интересно про медведя, особенно про его танец. Но ты забыла про музыкантов. Посмотри на третью
картинку! Допиши предложение в текст. А в следующий раз, чтобы не забыть, сравни картинки и текст. В черновике отметь
предложения, которые описывают картинку». Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1 и 2 классах, а затем используют на
протяжении всей начальной школы. Наряду с устным оценочным высказыванием появляется письменная фиксация в тетради оценочных шкал
или особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»). Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс»,
«минус», «полу- плюс» и др.), которые они показывают однокласснику после его выступления. Этот тип оценивания нужно активно
использовать на уроке. Выступающий видит оценки всех одноклассников, но может сам обратиться к тем детям, чьё обоснование оценки
хочет услышать. Для оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать шкалы с магнитами. Шкалы нарисованы на
доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идёт оценивание, напри- мер, на доске может быть
представлено три шкалы: «чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа делает сообщение, другая группа оценивает выступление,
передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку.
Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и при предъявлении результатов классу — неотъемлемый элемент
каждого урока, ученики до- статочно быстро овладевают содержанием критериев и умеют их применять. Через некоторое время эти критерии
становятся опорой для самооценки. Появляются та- кие оценочные суждения по отношению к собственному действию: «Я сегодня
рассказал всё чётко, но неинтересно, слова выбрал трудные», «Рассказ про игрушку я написала лучше, чем про город, и ничего не забыла»,
«Забываю ставить восклицательные знаки. Что делать?» и т. п. Эти суждения — индикатор того, что стратегия работы в классе выбрана
верно, что у ребёнка формируется адекватная самооценка, которая побуждает его к самостоятельному преодолению возникших трудностей.
Таким образом, введение критериального оценивания на уроках русского родного языка в начальной школе — один из ключевых
факторов, влияющих не только на формирование устной и письменной речи младшего школьника, но и на становление учебной
самостоятельности. Для учителя, осознающего важность критериального оценивания, ученик — это равноправный партнёр, помогающий
взрослому наставнику эффективно выстроить учебное взаимодействие, активно строящий своё обучение.
Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий.
Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при
оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при
подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления. Такой подход к контролю позволяет
соединить усвоение содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и настоящее» и «Язык в действии» с развитием

речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в разделе «Секреты речи и текста». Темы проектных
заданий представлены в рабочих программах по классам и в учебных пособиях.
Примеры проектных заданий для 2 класса.
1.
Подготовь сообщение «Секреты семейной кухни». Расспроси маму, бабушку или других родственников, есть ли в вашей семье
какой-нибудь старинный рецепт приготовления горячего блюда. Запиши, в чём его особенность.
2.
Подготовь короткое сообщение «Музеи самоваров в России». Такие музеи есть в Туле, в Касимове, в Городце и в других городах.
3.
Выбери одну игру из списка и подготовь короткий рассказ о том, как в неё играют.
Салочки, пятнашки, горелки, догонялки, кошки-мышки, жмурки, уголки, прятки, казаки-разбойники, городки, чижик, цепи ко- ваные,
чехарда, лапта.

Предложи одноклассникам несколько советов о том, как вести диалог. Это могут быть и серьёзные, и шуточные советы. Можешь
написать их в прозе или в стихах.
7. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы
начального общего образования. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya- programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnojyazyk- dlya-obrazovatelnyh-organizatsij-realizuyushhih-programmy- nachalnogo-obshhego-obrazovaniya.
2. Русский родной язык. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
3. Русский родной язык. Примерные рабочие про- граммы. 1—4 классы / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.
4.

Интернет-ресурсы
1. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny Академический орфографический словарь.
URL:
http://gramota.ru/slovari/info/lop
2. Древнерусские
берестяные грамоты. URL: http:// gramoty.ru
3. Какие
бывают словари. URL: http://gramota.ru/ slovari/types
4. Кругосвет
— универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
5. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
6. Обучающий корпус русского языка. URL: http:// www.ruscorpora.ru/search-school.html
7. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Рус- ский язык». URL: http://rus.1september.ru
8. Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki Русская виртуальная библиотека. URL: http://www. rvb.ru
9.
Русский язык
в
школе.
URL: http://gramota.ru/ biblio/magazines/riash
10. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https:// gufo.me
11.
Словари
и
энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
12.
Стихия:
классическая
русская/советская
поэзия.URL: http://litera.ru/stixiya
13. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари,
энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».