РП_Изобразительное искусство_1 класс

*
,-t
ijJ

F

Frl

Фl

4

dл

l

н

1

ч

Ф

Ф
ь{

t)
.J

о
Цr

1-+
i1)
l
KlH

ао

о
о
о

Ф

t4

ч17
f

л

а
v
о
ц
а- ý.
лл
\JHEr
TY4J
*rrл
lлv
\Еч
ц

ьФ

Ч'у

\J

d)

dJ
tF_
\s
;-. цa т

r

(l>rл

к

]
31,1

о
А

lY
ц*

а
{
д- \ll
l*
il\,l

a
Е

t
\, Фrl
i.L.

зl

Lil-|
Фl
lJl iY

зlЁт

чl
Ol F
r{ о

:lrл \у
r9l

!{l х
!+
=
.'il б6

.:..I
.l

9l
blil
лl
r

*

j*lnЕ

/"r\l
+l

..l рФ=
L-l

Ёl
!;l

1,]JlзI


ýН,;*
з А:
ЁЁ,ý
ijД
Ё
Е> Е
!, -л, <
t14{
о
* рЕ

ЕЕgя
l-VН>
cl()HH
ýiqЕý

лr\tsц

хý

ё4
Цыý

.чЕЦп
ýбнЁ
Ё:ýн
о dъ оý
! а'*
Н н Е"о
i о (Ёь
tr Pс\l
ё
ф
H.or

а
hо
Х
Ёfr
ý.8

rЁз

Ё
Е Е Е*
йЕЕь
*ЁяЕ
j(t)dx
лrцd
ыýч й
БнЕЕ.

?ЕЁ,ý

L9Ё.

Е

Ё

ёý)ý Е
ýчФ:Е
ý-ЕlФ
ццон
cýalFEz
бzЕý
5=Ё*
\о
б ьн
Ё
Р
Ё:Рхн >,
с;iЦЁ
*tr9ýý н
Е.]Е

i

B.iUd

,Ё

нUF
HEts'l

g 1:8
Ну^ф
ýЕЕg
сдФХЕ
fr ý Fý
BEFa
Фýо*
ýаЁfi
Jii.trE
!чЕirr
=Ёill>r

Еýа-.

4Ёýч

19лц

аД; со
хЁ*ъ5к
,5 \о ;\' Ф .ol
lt о YC.l 4

ri
c\i

с'i
c.i

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии
художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к
действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы
графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию
предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение
обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной
задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с
задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных
материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на
восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной
деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Примерная рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7–10 лет, при этом содержание занятий может быть
адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей
с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков
сотрудничества в художественной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет
«Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета
«Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1–4 классов программы начального общего
образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1–4 классах обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт
вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для
изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», – 135 ч (один час в неделю в каждом классе).
1 класс – 33 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 4 класс –34 ч.
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КЛАСС (33 ч)
2

Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое – длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти,
бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом.
Навыки смешения красок и получениенового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность
цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика,
птички и др.).
Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка,
или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов
действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге
или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению,
использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка
(или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами – создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания
3

и вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и
эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М.
Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач – установок наблюдения.
Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие
обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине – России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно- нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на
принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, народном, декоративно- прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в
процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности,
приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных
народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой
деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере,
концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие
творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования
4

представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций
школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному
наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в
процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно- творческой деятельности. Навыки
исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и
удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную
работу – обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным
основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное – светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять
исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного
искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской
среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
5

использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные
альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и
схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных
презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные
музеи (галереи) на основе установки квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор –
зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников
общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на
основе общих позиций и учёта
интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной
учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её
достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к
используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к
Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения
Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения
6

рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций
выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, оторые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов
и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики – создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить
примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или
по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать
особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на
листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
7

Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки
учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической
задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний;
приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также
произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова
композиция в кадре. промыслов; освоить приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях выбранного промысла; выполнить в технике лепки
фигурку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или
с учётом местных промыслов).
Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с разных сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной формы и разного характера движения этой формы
(изображения зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие форм в природе, воспринимаемых как узоры.
Сравнивать, сопоставлять природные явления – узоры (капли, снежинки, паутинки, роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев и др.) – с
рукотворными произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и др.).
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов.
Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек, созданных по мотивам народного художественного промысла (по
выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в художественные изображения и поделки.
Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах иллюстраций к народным сказкам лучших художников-иллюстраторов
(например, И. Я. Билибина), когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа; учиться понимать, что
украшения человека рассказывают о нём, выявляют особенности его характера, его представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных былинных персонажей.
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета сказочного города или детской площадки.
Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений (по фотографиям в условиях урока), указывая составные части и их
пропорциональные соотношения.
Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия.
Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ, домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской
книги, развивая фантазию и внимание к архитектурным постройкам.
8

Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по своему характеру героев литературных и народных сказок.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в них содержания, настроения, расположения изображения в
листе, цвета и других средств художественной выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений природы, а также потребность в таком наблюдении.
Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений декоративного искусства и их орнаментальной организации
(кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву и ткани, чеканка и др.).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных художников-пейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И.
К. Айвазовского, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова и других по выбору учителя), а также художников- анималистов (В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и
других по выбору учителя).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений живописи западноевропейских художников с активным, ярким выражением
настроения (В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса и других по выбору учителя).
Знать имена и узнавать наиболее известные произведения художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В.
Ватагина, Е. И. Чарушина (и других по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в программе Paint, а также построения из них простых рисунков или
орнаментов.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и техники – карандаш, кисточка, ластик, заливка и др. – и создавать простые
рисунки или композиции (например, образ дерева).
Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта. Участвовать в
обсуждении композиционного построения кадра в фотографии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование составлено на основе семи содержательных модулей:
«Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство»,
«Архитектура»,
«Восприятие произведений искусства», «Азбука цифровой графики». Содержание всех модулей присутствует в каждом классе, развиваясь из года в
год с учётом требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Важнейшим принципом предмета «Изобразительное искусство» является приоритет практической творческой работы с художественными
материалами. Однако некоторые уроки и учебные задания могут быть даны и на основе компьютерных средств (по выбору учителя и в зависимости от
технических условий проведения урока).
Задачи модуля «Восприятие произведений искусства» рассматриваются шире: и как эстетическое восприятие окружающего мира, природы, ведь
искусство учит эстетически,художественно видеть мир вокруг и «внутри себя».
Учебным темам по этому модулю могут быть посвящены отдельные уроки, но в основном следует объединять задачи восприятия с задачами
практической творческой работы (при общем сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
9

Значительные возможности знакомства с отечественным и мировым искусством предоставляют виртуальные путешествия по художественным
музеям, к историко- архитектурным памятникам. Однако это не заменяет реального посещения музеев и памятных мест (во внеурочное время, нов
соответствии с изучаемым материалом).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

всего контр практи
ольны ческие
е
работы
работ
ы

1.1. Восприятие детских рисунков.
Навыки восприятия произведений
детского творчества и
формирование зрительских умений.
1.2. Первые представления о
композиции: на уровне образного
восприятия.
Представление о различных
художественных материалах.
1.3. Обсуждение содержания рисунка.
Итого по модулю 1

1

1

0

0

Виды деятельности

Виды,
Электронные (цифровые)
формы
образовательные ресурсы
контроля

Наблюдать, рассматривать, анализировать
Устный
детские рисунки с позиций их содержания и
опрос;
сюжета, настроения;
Объяснять расположение изображения на листе
и выбор вертикального или горизонтального
формата;
Объяснять, какими художественными
материалами (карандашами, рисунок;
Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем
доступную тему, например «Весёлое
солнышко», карандашами или мелками;

2

10

http://school- collection.edu.ru
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/materialview/
atomic_objects/651804

2.1. Линейный рисунок.

1

0

1

Наблюдать и анализировать характер линий в
Практическ http://school-collection.edu.ru
природе; Создавать линейный рисунок –
ая работа;
упражнение на разный характер линий;
https://uchebnik.mos.ru/
Приобрести знания о и линии как основе
catalogue/material_
изображения на плоскости;
view/atomic_objects/75768
Приобрести новый опыт наблюдения
окружающей реальности; Рассматривать и
анализировать иллюстрации известных
художников детских книг с позиций освоенных
знаний о линии и пропорциях.

1

0

0

2.4. Графические материалы и их
особенности. Приёмы рисования
линией.

1

0

1

2.5. Рисунок с натуры: Рисунок листьев
разнойформы (треугольный,
круглый, овальный, длинный).
2.6. Последовательность рисунка.

1

0

1

0

1

2.7. Первичные навыки определения
пропорций и понимания их
значения. От одного пятна –
«тела», меняя пропорции
«лап» и «шеи», получаем рисунки

1

0

1

Осваивать навыки работы графическими
Устный
http://school- collection.edu.ru
материалами;
опрос;
https://uchebnik.mos.ru/
Наблюдать и анализировать характер линий в
catalogue/material_
природе; Создавать линейный рисунок –
view/atomic_objects/75768
упражнение на разный характер линий;
Приобрести знания о и линии как основе
изображения на плоскости;
Приобрести новый опыт наблюдения
окружающей реальности;
Осваивать навыки работы графическими
Практическ http://school- collection.edu.ru
материалами;
ая работа;
Наблюдать и анализировать характер линий в
https://easyen.ru/load/
природе;
mkhk_izo/1_klass/prezentacija_
Создавать линейный рисунок – упражнение на
k_uroku_izobrazhat_mozhno_l
разный характер линий;
iniej/185-1-0-57224
Выполнять с натуры рисунок листа дерева;
Практическ https://nsportal.ru/shkola/
Рассматривать и обсуждать характер формы
ая работа; izobrazitelnoeлиста; Осваивать последовательность
iskusstvo/library/2012/10/25/pre
выполнения рисунка; Приобретать опыт
zentatsiya-k- uroku-v-1-klasseобобщения видимой формы предмета;
izobrazhenie
Приобрести знания о линии как основе
изображения на плоскости;
Анализировать и сравнивать соотношение
Практическ
частей, составляющих одно целое, рассматривать ая работа;
изображения животных с контрастными
пропорциями; Приобретать опыт внимательного
аналитического наблюдения;

2.2. Разные виды линий.
2.3. Линии в природе.
Ветки (по фотографиям): тонкие–
толстые, порывистые, угловатые,
плавные и др.

11

разных животных.

2.8. Линейный тематический рисунок
(линия рассказчица) на сюжет
стихотворения или сюжет из жизни
детей (игры во дворе, в походе и
др.) с простым и весёлым
повествовательным сюжетом.

1

0

1

2.9. Пятно-силуэт. Превращение
случайного пятна в изображение
зверушки или фантастического
зверя. Развитие образного видения
и способности целостного,
обобщённого видения. Пятно как
основа графического
изображения.
2.10. Тень как пример пятна. Теневой
театр. Силуэт.
2.11. Рассмотрение и анализ средств
выражения – пятна и линии – в
иллюстрациях художников к
детским книгам.

1

0

1

1

0

Итого по модулю 2

Развивать навыки рисования по представлению
и воображению; Выполнить линейный рисунок
на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д.
Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору
учителя)
с простым весёлым, озорным развитием сюжета;
Приобрести знания о линии как основе
изображения на плоскости;
Приобрести новый опыт наблюдения
окружающей реальности; Рассматривать и
анализировать иллюстрации известных
художников детских книг с позиций освоенных
знаний о линии и
пропорциях;
Развивать навыки рисования по представлению
и воображению; Использовать графическое
пятно как основу изобразительного образа;
Соотносить форму пятна с опытом зрительных
впечатлений; Приобрести знания о пятне и
линии как основе изображения на плоскости;

Практическ https://infourok.ru/prezentaciyaая работа; po- izobrazitelnomu-iskusstvuna-temu-liniya- rasskazchicaklass-1621290.html

Практическ
ая работа;

Приобретать опыт внимательного аналитического Контрольна https://uchitelya.com/nachalnay
наблюдения; Развивать навыки рисования по
я работа; a- shkola/189297-prezentaciyaпредставлению
knizhnaya- illyustraciya.html
и воображению;
Выполнить линейный рисунок на темы стихов С.
Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В.
Михалкова и др. (по выбору учителя)
с простым весёлым, озорным развитием сюжета;

8
12

Модуль 3. Живопись
3.1. Цвет как одно из главных средств
выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью
в условиях урока.
3.2. Три основных цвета.
Ассоциативные представления,
связанные с каждым из цветов.
Навыки смешения красок и
получения нового цвета.

1

0

1

3.3. Эмоциональная выразительность
цвета.
3.4. Цвет как выражение настроения,
душевного состояния.

1

0

1

3.5. Наш мир украшают цветы.
Живописное изображение по
представлению и восприятию
разных по цвету и формам цветков.
Развитие навыков работы гуашью и
навыков наблюдения.

1

0

1

3.6. Тематическая композиция
«Времена года». Контрастные
цветовые состояния времён года.
Работа гуашью, в технике
аппликации или в смешанной
технике.

1

1

0

Осваивать навыки работы гуашью в условиях
школьного урока;
Знать три основных цвета; Обсуждать
ассоциативные представления, связанные с
каждым цветом; Экспериментировать,
исследовать возможности смешения красок,
наложения цвета на цвет, размывания цвета в
процессе работы над разноцветным ковриком;

Практическ https://youtu.be/hlpLNRYz1YU
ая работа;
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/7878/main/266977/

Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, Практическ https://uchitelya.com/izo/17274что разный цвет
ая работа; prezentaciya-vyrazhaem«рассказывает» о разном настроении – весёлом,
emocii-cherez-cvet1задумчивом, грустном и
klass.html
др.;
Объяснять, как разное настроение героев
передано художником в иллюстрациях;
Выполнить красками рисунок с весёлым или
грустным настроением;
Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на Практическ https://resh.edu.ru/subject/
основе демонстрируемых фотографий или
ая работа; lesson/5116/main/207755/
по представлению; Развивать навыки
аналитического рассматривания разной формы и
https://easyen.ru/
строения цветов;
load/mkhk_izo/
1_klass/prezentacija_k_
uroku_mir_ polon_ukrashenij_
cvety/185-1-0-58484
Осваивать навыки работы гуашью в условиях
Контрольна https://infourok.ru/ cvetovayaшкольного урока;
я работа; teoriya
Знать три основных цвета; Обсуждать
-vremen-goda- 3741529.html
ассоциативные представления, связанные с
каждым цветом; Выполнить изображения разных
времён года; Рассуждать и объяснять, какого
13

3.7. Техника монотипии.
Представления о симметрии.
Развитие ассоциативного
воображения.

1

Итого по модулю 3

5

4.1. Изображение в объёме. Приёмы
работы с пластилином; дощечка,
стек, тряпочка.

0

1

0

4.3. Бумажная пластика.
Овладение первичными приёмами
надрезания, закручивания,
складывания в работе над объёмной
аппликацией.

1

0

Лепка игрушки по мотивам одного
4.4. из наиболее известных народных
художественных промыслов
(дымковская, каргопольская
игрушки или по выбору учителя с
учётом местных промыслов).

1

0

4.5. Объёмная аппликация из бумаги и

1

0

4.2. Лепка зверушек из цельной формы
(черепашки, ёжика, зайчика и т. д.).
Приёмы вытягивания, вдавливания,
сгибания, скручивания.

1

цвета каждое время года и почему, как
догадаться по цвету изображений, какое это
время года;
Иметь представления о свойствах печатной
техники;
Осваивать технику монотипии для развития
живописных умений и воображения;

Практическ https://uchebnik.mos.ru /
ая работа; catalogue/material_
view/atomic_objects/5996985
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_
view/atomic_objects/5997089
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_
view/atomic_objects/5961888

Модуль 4. Скульптура
1
Наблюдать, воспринимать выразительные
Практическ https://www.youtube.com/
образные объёмы в природе: на что похожи
ая работа; watch?v=AkFBza8LbvQ
формы облаков, камней, коряг, картофелин и др.
(в классе на основе фотографий); Осваивать
https://infourok.ru/prezentaciyaпервичные навыки лепки – изображения в
k-uroku-izo- po-temeобъёме; Осваивать первичные навыки лепки –
obemnaya-lepka-zvereyизображения в объёме; Лепить из целого куска
429682.html
пластилина мелких зверушек путём вытягивания,
вдавливания;
1
Овладевать первичными навыками работы
Практическ https://infourok.ru/prezentaciyaв объёмной аппликации и коллаже;
ая работа; po- izobrazitelnomu-iskusstvuОсваивать навыки объёмной аппликации
na-temu- ukrasheniya-ptic(например, изображение птицы – хвост, хохолок,
obyomnaya-applikaciya- klassкрылья на основе простых приёмов работы
1083651.html
с бумагой);
1
Рассматривать и характеризовать глиняные
Практическ https://uchebnik.mos.ru/
игрушки известных народных художественных ая работа; catalogue/material_view/atomic
промыслов; Анализировать строение формы,
_objects/5729493
частей и пропорций игрушки выбранного
промысла; Осваивать этапы лепки формы
https://uchebnik.mos.ru/
игрушки и её частей;
catalogue/material_view/atomic
Выполнить лепку игрушки по мотивам
_ objects/5729493
выбранного народного промысла;
1
Осваивать приёмы создания объёмных
Практическ
14

картона.

изображений из бумаги; Приобретать опыт
коллективной работы по созданию в технике
аппликации панно из работ учащихся;

ая работа;

Итого по модулю 4
5.1 Узоры в природе.

4
1

5.2. Наблюдение узоров в живой
природе (в условиях урока на
основе фотографий).
Эмоционально- эстетическое
восприятие объектов
действительности.
Ассоциативное сопоставление с
орнаментами в предметах
декоративно-прикладного
искусства.
5.3. Представления о симметрии и
наблюдение её в природе.
Последовательное ведение работы
над изображением бабочки по
представлению, использование
линии симметрии при составлении
узора крыльев.
5.4. Узоры и орнаменты, создаваемые
людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и
растительные.

1

0

1

Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её Практическ https://infourok.ru/prezentaciyaкрылья;
ая работа; po-izo-uzori- na-krilyah-klassПриобретать опыт использования правил
1406911.html
симметрии при выполнении рисунка;

1

0

1

Рассматривать и характеризовать примеры
художественно выполненных орнаментов;
Определять в

5.5. Декоративная композиция в круге
или полосе.
1

Рассматривать и эстетически характеризовать
Устный
различные примеры узоров в природе (на основе опрос;
фотографий); Приводить примеры и делать
ассоциативные сопоставления с орнаментами в
предметах декоративно-прикладного искусства;

предложенных орнаментах мотивы изображения:
растительные, геометрические,
анималистические; Рассматривать орнаменты в
круге, полосе, квадрате в соответствии с
оформляемой предметной поверхностью;
Выполнить гуашью творческое орнаментальное
стилизованное изображение цветка, птицы и др.
(по выбору) в круге или в квадрате (без
15

https://www.youtube.com/
watch?v=yKg_
quoOG7A&t=28s

Практическ https://resh.edu.ru/subject/
ая работа; lesson/3726/main/169654/
https://youtu.be/LGGTEvJRj4?list=PLPLJU
pFxaEza08OiLsYYyERqfzrdqKdY

5.6. Орнамент, характерный для
игрушек одного из наиболее
известных народных
художественных промыслов.
Дымковская, каргопольская
игрушка или по выбору учителя с
учётом местных промыслов.

0

5.7. Оригами – создание игрушки для
новогодней ёлки.
Приёмы складывания бумаги.
5.8. Форма и украшение бытовых
предметов.

0

5.9. Приёмы бумагопластики. Сумка
или упаковка и её декор.

1

Итого по модулю 5
6.1. Наблюдение разнообразия
архитектурных построек в
окружающем мире по фотографиям,
обсуждение их особенностей и
составных частей зданий.

6
0

6.2. Освоение приёмов
конструирования из бумаги.
Складывание объёмных простых
геометрических тел. Овладение
приёмами склеивания деталей,

1

0

1

0

1

1

0

1

раппорта);
Рассматривать и характеризовать орнамент,
украшающий игрушку выбранного промысла;
Выполнить на бумаге красками рисунок
орнамента выбранной игрушки;
Выполнить рисунок игрушки выбранного
художественного промысла или, предварительно
покрыв вылепленную игрушку белилами,
нанести
орнаменты на свою игрушку, сделанную по
мотивам народного
промысла;
Осваивать технику оригами, сложение
несложных фигурок;

Контрольна https://resh.edu.ru/
я работа; subject/lesson/4995/
start/161058/

Практическ https://nsportal.ru/nachalnayaая работа; shkola/raznoe/2018/11/19/maste
r-klass- novogodnee-origami
Узнавать о работе художника по изготовлению Устный
https://nsportal.ru/sites/
бытовых вещей;
опрос;
default/files/2020/04/09/
stroim_veshchi.pptx
Узнавать о работе художника по изготовлению Практическ https://infourok.ru/prezentaciyaбытовых вещей;
ая работа; k-uroku- izobrazitelnogoОсваивать навыки работы с бумагой, ножницами,
iskusstva-stroim-veshiклеем, подручными
4246899.html
материалами;
Рассматривать и сравнивать различные здания в Практическ https://infourok.ru/prezentaciyaокружающем мире (по фотографиям);
ая работа; po-izo-klass- umk-shkola-rossiiАнализировать и характеризовать особенности и
postroyki-v-nashey- zhizniсоставные части рассматриваемых зданий;
1113411.html
Выполнить рисунок
придуманного дома на основе полученных
впечатлений (техника работы может быть любой,
например с помощью мелких
печаток);
Осваивать приёмы складывания объёмных
Практическ https://infourok.ru/prezentaciyaпростых геометрических тел из бумаги
ая работа; po-izo-klass- umk-shkola-rossii(параллелепипед, конус, пирамида) в качестве
postroyki-v-nashey- zhizniосновы для домиков; Осваивать приёмы
1113411.html
склеивания деталей, симметричного надрезания,
16

надрезания, вырезания деталей,
использование приёмов симметрии.
6.3. Макетирование (или создание
1
0
аппликации) пространственной
среды сказочного города из бумаги,
картона или пластилина.
Итого по модулю 6
2
Модуль 7. Восприятие произведений искусства
7.1. Восприятие произведений детского 0
творчества. Обсуждение сюжетного
и эмоционального содержания
детских работ.
7.2. Художественное наблюдение
окружающего мира (мира природы)
и предметной среды жизни
человека в зависимости от
поставленной аналитической и
эстетической задачи наблюдения
(установки).
7.3. Рассматривание иллюстраций
к детским книгам на основе
содержательных установок учителя
в соответствии с изучаемой темой.

1

7.4. Знакомство с живописной
картиной.

1

7.5. Обсуждение
произведений с ярко выраженным
эмоциональным настроением или
со сказочным сюжетом.
Произведения В. М. Васнецова, М.
А. Врубеля и других художников
(по выбору учителя).

0

1

1

вырезания деталей и др., чтобы получились
крыши, окна, двери, лестницы для
бумажных домиков;
Макетировать в игровой форме пространство
сказочного городка (или построить городок в
виде объёмной аппликации);

Практическ https://infourok.ru/prezentaciyaая работа; po-izo-klass- umk-shkola-rossiipostroyki-v-nashey- zhizni1113411.html

Наблюдать, разглядывать, анализировать детские Устный
работы с позиций их содержания и сюжета,
опрос;
настроения, расположения на листе, цветового
содержания, соответствия учебной задаче,
поставленной учителем; Приобретать опыт
эстетического
наблюдения природы на основе эмоциональных
впечатлений и с учётом визуальной установки
учителя;
Приобретать опыт художественного наблюдения
предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной аналитической и
эстетической задачи (установки);
Осваивать опыт восприятия и аналитического
наблюдения архитектурных построек;
Осваивать опыт восприятия художественных
иллюстраций в детских
книгах в соответствии с учебной установкой;
Приобретать опыт специально организованного Устный
общения со станковой картиной; осваивать опыт опрос;
эстетического, эмоционального общения со
станковой картиной; приобретать опыт
зрительских умений, включающих необходимые
знания, внимание к позиции автора и
соотнесение с личным жизненным
опытом зрителя;

17

https://www.uchportal.ru/load/47
-1-0-72536
https://docs.google.com/viewer
ng/
viewer?url=https://nsportal.ru/s
ites/
default/files/2016/02/05/prezent
atsiya5.pptx

https://pedsovet.su/load/242-1-034152

7.6. Художник и зритель. Освоение
зрительских умений на основе
получаемых знаний и
творческих установок наблюдения.

1

0

1

Приобретать опыт зрительских умений,
включающих необходимые знания, внимание к
позиции автора и соотнесение с личным
жизненным опытом зрителя; Рассказывать и
обсуждать зрительские впечатления и мысли;
Знать основные произведения изучаемых
художников;

7.8. Произведения И. И. Левитана,
А. Г. Венецианова И. И. Шишкина,
А.
1
А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и
других художников (по выбору
учителя) по теме «Времена
года»
Итого по модулю 7
5
Модуль 8. Азбука цифровой графики
8.1. Фотографирование мелких деталей
природы, запечатление на
фотографиях ярких зрительных
впечатлений.
8.2. Обсуждение в условиях урока
1
ученических фотографий,
соответствующих изучаемой теме.
Итого по модулю 8
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
33
ПО ПРОГРАММЕ

0

1

Приобретать опыт фотографирования с целью Устный
эстетического и целенаправленного наблюдения опрос.
природы;

7.7. Ассоциации из личного опыта
учащихся и оценка эмоционального
содержания произведений.

Приобретать опыт обсуждения фотографий с
точки зрения цели сделанного снимка,
значимости его содержания, его композиции;
2

23

18

Устный
https://uchitelya.com/nachalnay
опрос;
a- shkola/146685-prezentaciyaСамооценк vremena-goda- v-kartinahас
russkih-hudozhnikov.html
использова
нием
«Оценочног
о листа»;

Устный
опрос.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».