РП Литер. 2-е классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Во 2 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и
воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на
процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к
общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
1)
становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка,
истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
2)
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и
анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
3)
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека,
о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
1)
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
2)
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации
нравственного выбора;
3)
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
4)
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
1)
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
2)
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и
художественной литературы;

3)
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
1)
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной);
2)
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологическое воспитание:
1)
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных
произведениях;
2)
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
1)
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как
средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
2)
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Класс
2
класс

Личностные УУД
1. Ценить и
принимать
следующие базовые
ценности: «добро»,
«терпение»,
«родина», «природа»,
«семья», «мир»,
«настоящий друг».
2. Уважение к своему
народу, к своей
родине.
3. Освоение
личностного смысла
учения, желания
учиться.

Регулятивные УУД
1. Самостоятельно организовывать
свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации
учебной и внеучебной
деятельности.
3. Определять цель учебной
деятельности с помощью учителя и
самостоятельно.
4. Определять план выполнения
заданий на уроках, внеурочной
деятельности, жизненных
ситуациях под руководством
учителя.
5. Соотносить выполненное
задание с образцом, предложенным

Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике:
определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения
данного раздела; определять круг
своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные
вопросы учителя, самим задавать
вопросы, находить нужную
информацию в учебнике.
3. Подробно пересказывать
прочитанное или прослушанное;
составлять простой план.
4. Определять, в каких источниках
можно найти необходимую
информацию для выполнения

Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с
учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя
тексты учебников, других
художественных и научнопопулярных книг, понимать
прочитанное.
4. Выполняя различные роли
в группе, сотрудничать в

4. Оценка жизненных
ситуаций и
поступков героев
художественных
текстов с точки
зрения
общечеловеческих
норм.

учителем.
6. Корректировать выполнение
задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по
следующим параметрам: легко
выполнять, возникли сложности
при выполнении.

задания.
совместном решении
5. Находить необходимую
проблемы (задачи).
информацию, как в учебнике, так и в
словарях.
6. Наблюдать и делать
самостоятельные простые выводы

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование
функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых
группах.
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих метапредметных результатов:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого
высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений во 2 классе:
 воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
 осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

 понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
 делить текст на части, озаглавливать части;
 выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
 подробно и выборочно пересказывать текст;
 составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
 размышлять о характере и поступках героя;
 относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную
(авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
 относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие
разделы:
Виды речевой и читательской деятельности:
- умение слушать (аудирование);
- чтение (вслух и про себя);
- работа с разными видами текста;
- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими
текстами);
- умение говорить (культура речевого общения);
- письмо (культура письменной речи).
Круг детского чтения.
Литературоведческая пропедевтика. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение):
 нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения;
 первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет
(последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;
 общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж,
портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев);
 сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма);
 фольклорные и авторские художественные произведения (их различение);
 жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки):
узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка;
 рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными
средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений):
 интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,
драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного
текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта);
 развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной
или письменной речи;
 сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему
эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
темп чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
2 класс
Класс
25-30 сл/м
1 четверть
31 -40 сл/м
2 четверть
41-45 сл/м
3 четверть
46-50 сл/м
4 четверть
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для
передачи точного смысла высказывания.
В ходе обучения чтению обучающимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.
К видам чтения относятся:
 ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
 изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией
содержания текста;
 поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
 выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания
письменного текста.
Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное.

Содержание

Характеристика деятельности учащихся
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Система условных обозначений. Содержание учебника. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в
Словарь.
учебнике.
Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Пользоваться словарём в конце учебника.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на
содержания раздела.
уроке.
Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Представлять выставку книг, прочитанных летом.
Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество Представлять любимую книгу и любимых героев.
читателя, талант читателя.
Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.
Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.
Проект: «О чём может рассказать школьная
Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.
библиотека».
Старинные и современные книги. Сравнение книг.
Составлять список прочитанных книг.
Подготовка сообщения на темы: «Старинные книги
Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге)
Древней Руси», «О чём может рассказать старинная
Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная
книга».
библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках
Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л.
информации. Готовить выступление на заданную тему.
Толстого. Классификация высказываний.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение
Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из
напутствия.
учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и
Пересказ содержания научно-познавательных текстов.
учеников 1 класса.
Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении.
Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и
отличия.
Устное народное творчество (15 ч)
Знакомство с название раздела. Прогнозирование Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в
содержания раздела. Планирование работы учащихся и соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
учителя по освоению содержания раздела.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Устное народное творчество. Малые и большие жанры Читать, выражая настроение произведения.
устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.
Пословицы русского народа. В. Даль – собиратель Объяснять смысл пословиц.
пословиц русского народа. Сочинение по пословице.
Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.
народных песнях. Рифма. Выразительное чтение Находить созвучные окончания слов в песне.
русских песен.
Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт

Потешки и прибаутки – малые жанры устного
народного творчества. Отличия прибаутки от потешки.
Слово как средство создания образа.
Считалки и небылицы – малые жанры устного
народного творчества. Ритм – основа считалки.
Сравнение считалки и небылицы.
Загадки – малые жанры устного народного творчества.
Распределение загадок по тематическим группам.
Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое
зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование
приёма звукописи при создании кумулятивной сказки.
«Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора».
«Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со
сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика
героев сказки на основе представленных качеств
характера. Рассказывание сказки по рисункам.
Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ:
рассказывание сказки от лица её героев.
Оценка достижений.

создания народного творчества.
Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.
Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного
народного творчества.
Анализировать загадки.
Соотносить загадки и отгадки.
Распределять загадки и пословицы по тематическим группам.
Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.
Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.
Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий,
составлять план.
Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки).
Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.
Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью
содержания раздела.
интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему;
Картины осенней природы.
выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.
Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение Различать стихотворный и прозаический текст.
загадки и отгадки.
Сравнивать их.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.
А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Настроение. Интонация стихотворения. Осенние Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
картины
природы.
Средство
художественной Придумывать собственные сравнения.
выразительности. Сравнение. Приём звукописи как Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки,
средство выразительности. Сравнение художественного описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать
и научно-популярного текстов. Сравнение лирического музыкальное сопровождение к стихотворному тексту.
поэтического и прозаического текстов. Выразительное Представлять картины осенней природы.
чтение стихотворений.
Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.
Оценка достижений.
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.
Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные
придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.
Оценивать свой ответ.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои
достижения.
Русские писатели (14 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование Находить содержание раздела.
содержания раздела.
Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть
А. С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление волшебные события и предметы в сказках.
к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Сравнивать авторские и народные произведения.
Лирические
стихотворения.
Картины
природы. Отличать басню от стихотворения и рассказа.
Настроение стихотворения. Средства художественной Знать особенности басенного текста.
выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Соотносить пословицы и смысл басенного текста.
«Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и Характеризовать героев басни с опорой на текст.
народной
сказок.
Картины
моря
в
сказке. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Характеристика героев произведения.
Определять в тексте красочные, яркие определения (эпитеты).
И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. А. Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные
Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, небольшие тексты-описания; тексты-повествования.
модель басни. Герой басенного текста. Характеристика Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.
героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев)
Л. Ню Толстой. Басни Л. Н. Толстого. Нравственный по сказке.
смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как
басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. живые.
Характеристика героев произведений. Подробный Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.
пересказ.
Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.
Оценка достижений.
Представлять картины природы.
Воспринимать на слух художественные произведения.
Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.
Пересказывать текст подробно, выборочно.
Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков,
авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Выбирать книги по авторам и по темам.
Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу
чтения.
Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию,
представлять эту информацию в группе.
О братьях наших меньших (11 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением,
содержания раздела.
выбирать виды деятельности на уроке.
Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Воспринимать на слух прочитанное.

Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в
стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев.
Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова.
Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б.
Жидкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный
смысл поступков. Характеристика героев. Подробный
пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.
Оценка планируемых достижений.

Сравнивать художественный и научно-популярный тексты.
Сравнивать сказки и рассказы о животных.
Определять последовательность событий.
Составлять план.
Пересказывать подробно по плану произведение.
Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях.
Определять героев произведения; характеризовать их.
Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку
поступкам.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе
диагностической работы, представленной в учебнике.
Выбирать книги по темам и авторам.
Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу
чтения.
Из детских журналов (10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.
содержания раздела.
Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными
Придумывание своих вопросов по содержанию,
вопросами из детских журналов.
сравнение их с необычными вопросами из детских
Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.
журналов.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д.
Воспринимать на слух прочитанное.
Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.
Отличать журнал от книги.
Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с
Ориентироваться в журнале.
содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного
Находить интересные и нужные статьи в журнале.
текста. Выразит. чтение на основе ритма.
Находить нужную инфо по заданной теме.
Проект : «Мой любимый детский журнал».
Участвовать в работе пары и группы.
Оценка своих достижений.
Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли;
Находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.
Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.
Придумывать необычные вопросы для дет. журнала и ответы к ним.
Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.
Писать (Составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Оценивать свои достижения.
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять
содержание раздела.
их содержание по названию сборника.
Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.
Соотносить загадки и отгадки.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я.
Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.
Настроение стихотворения. Слова, которые помогают
представить зимние картины. Авторское отношение к
зиме.
Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль
произведения. Соотнесение пословицы с главной
мыслью произведения. герой произведения.
Характеристика героев.
Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного
жанра. Чтение по ролям.
Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.
Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержание раздела.
К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость».
«Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма.
Приём звукописи как средства создания образа.
Авторское отношение к изображаемому. Чтение по
ролям.
С. Я. Маршак. Герои произведения С. Маршака. «Кот и
лодыри». Соотнесение смысла пословицы с
содержанием стихотворения.
С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое
стихотворение. Заголовок. Содержание произведения.
Деление текста на части. Герой стиха. Хар-ка героя
произв. с опорой на его поступки.
А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стиха. Настроение стиха.
Звукопись как средство создания образа. Выразительное
чтение стихотворения.
Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей.
Герои юмористического рассказа. авторское отношение
к ним. Составление плана текста. подробный пересказ
на основе самостоятельно составленного плана.
Подробный пересказ на основе картинного
плана.Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержание раздела.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.
Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной
мыслью произведения.
Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.
Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Подбирать музыкальное сопровождение текстом; придумывать свою музыку.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Читать стихи наизусть.
Понимать особенности были и сказочного текста.
Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков,
использовать слова антонимы для их характеристики.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Писатели детям (17 ч)
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение
стихотворения.
Воспринимать на слух художественный текст.
Определять смысл произведения.
Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.
Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и
толкового словаря.
Определять особенности юмористического произведения; хар-ть героя используя
слова-антонимы.
Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя
произведения.
Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно
читать юмористические эпизоды из прозведений.
Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.
Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое
мнение.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

Я и мои друзья (10 ч)
Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на
чтение про себя; увеличивать темп чтения в слух, исправляя ошибки при повторном

Стихи о дружбе и друзьях Ф. Берестова, Э. Машковская,
В. Лунина. Соотнесение пословиц и смысла
стихотворения. Нравственные и этические
представления. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева,
В. Осеевой. Смысл название рассказа. Соотнесение
названия рассказ с пословицей. Составление плана
рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.
Оценка достижений.

чтении текста.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Определять последовательность событий в произведении.
Придумывать продолжение рассказа.
Соотносить основную мысль рассказа стихотворения с пословицей.
Объяснять нравственный смысл рассказов.
Объяснять и понимать поступки героев.
Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по
ролям.
Составлять план рассказа пересказывать по плану .
Оценивать свой твет в соответствии с образцом.
Планировать возможный вар-т исправления допущенных ошибок.
Составлять короткий рассказ на предложенную тему.
Люблю природу русскую. Весна (10 ч)
Знакомство с названием раздела.
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение и загадки с
Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.
выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы
Сочинение весенних загадок.
голоса.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Наблюдать за жизнью слова.
Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э.
Отгадывать загадки.
Мошковской. Настроение стихотворения. Прием
Соотносить отгадки с загадками.
контраста в создании картин зимы и весны. Слово как
Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.
средство создания весенней картины природы.
Представлять картины весенней природы.
Звукопись.
Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев
Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Сравнивать стихотворение о весне разных поэтов
Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант допущенных ошибок.
Контролировать и оценивать свое чтение, оценивать свои достижения
И в шутку и всерьез (14 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом.
содержание раздела.
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом
Веселые стихи Б. Заходера, У. Успенского, В.
на чтение про себя.
Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок Понимать особенности юмористического произведения.
– «входная дверь» в текст. Авторское отношение к
Анализировать заголовок произведения.
читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение
Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с
героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение
противоположным значением.
стихотворения на основе ритма. Инсценирование
Восстанавливать последовательность событий на основе событий.
стихотворения. Веселые рассказы для детей Э.
Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать
Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои
отрывки из них.

юмористических рассказов. Особое отношение к героям Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.
юмористического текста. Восстановление
Пересказывать веселые рассказы.
последовательности текста на основе вопросов.
Придумывать собственные веселые истории.
Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Оценивать свой ответ.
Оценка планируемых достижений
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Литература зарубежных стран (12 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного
содержание раздела. Выставки книг.
чтения.
Американские, английские, французские, немецкие
Читать вслух с постепенным переходом про себя.
народные песенки в переводе С. Маршака, В.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и
Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и
зарубежных песенок.
различие.
Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои
Объяснять значение незнакомых слов.
зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и
Определять героев произведения.
русских сказок. Творческий пересказ: дополнение
Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и
содержание сказки.
различие.
Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои
Давать характеристику героев произведения.
зарубежных сказок.
Придумывать окончание сказок.
Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок.
Сравнивать сюжеты сказок разных стран.
Составление плана сказки для подробного пересказа.
Составлять план сказки, определять последовательность событий.
Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.
Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть
волшебные события и предметы в сказке.
Проект: «Мой любимый писатель-сказочник».
Оценка достижений
Участвовать в проектной деятельности.
Создавать свои собственные проекты.
Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.
Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеке;
составлять списки книг для чтения летом (с учителем).
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои
достижения.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Наименование разделов и тем

Количество
часов
по авторской
программе

Количество
часов
по РП и КТП

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

1

2

Самое великое чудо на свете

4

5

3

Устное народное творчество

15

15

4

Люблю природу русскую. Осень

8

8

5

Русские писатели

14

14

6

О братьях наших меньших

12

11

7

Из детских журналов

9

10

8

Люблю природу русскую. Зима

9

9

17
10

17
10

11

Писатели детям
Я и мои друзья
Люблю природу русскую. Весна

9

10

12

И в шутку и всерьез

14

14

9
10

13

Литература зарубежных стран

12

11

14

Резервный урок: повторение пройденного

2

1

136 ч

136 ч

Итого:

Проекты

«О чем может рассказать школьная
библиотека»

«Мой любимый детский журнал»

Газета «9 мая – День Победы»;
Экскурсия к памятнику Славы
«Мой любимый писатель-сказочник»
или
«Создание справочника «Зарубежные
писатели детям»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».