Рабочая программа по предмету «Технология» для 2 класса 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные В результате изучения предмета «Технология» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования: 1) первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; 2) осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды; 3) понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов; 4) проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоциональноположительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной х удожественной культуры; 5) проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практи ческой преобразующей деятельности; 6) проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; 7) готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности. Метапредметные Регулятивные УУД Учащийся научится с помощью учителя: • формулировать цель деятельности на уроке; • выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); • планировать практическую деятельность на уроке; • выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); • предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных; • работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов); • определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем). Познавательные УУД Учащийся научится с помощью учителя: • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; • понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; • находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал); • называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; • самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД Учащийся научится с помощью учителя: • вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; • слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение; • выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек. Предметные 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. Учащийся будет знать о (на уровне представлений): • элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия); • гармонии предметов и окружающей среды; • профессиях мастеров родного края; • характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства. Учащийся будет уметь: • самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; • готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; • выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; • самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения; • применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. 2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности. Учащийся будет знать: • обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка; • названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; • происхождение натуральных тканей и их виды; • способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы; • основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза; • линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов; • названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль). Учащийся будет уметь: • читать простейшие чертежи (эскизы); • выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз); • оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами; • решать несложные конструкторско-технологические задачи; • справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. 3. Конструирование и моделирование. Учащийся будет знать: • неподвижный и подвижный способы соединения деталей; • отличия макета от модели. Учащийся будет уметь: • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; • определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами. 4. Использование информационных технологий. Учащийся будет знать о: • назначении персонального компьютера. 2. Содержание учебного предмета 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё. Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. 3. Конструирование и моделирование. Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.). 4. Практика работы на компьютере. Эта тема во 2-м классе не представлена. 3. Тематический план № Темы, входящие в разделы примерной программы 1 Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Технология ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование. 2 Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Конструирование и моделирование. 3 Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Количество часов по РП и КТП Разделы, темы Количество часов по авторской программе Художественная мастерская 10 9 7 8 9 9 Чертёжная мастерская Конструкторская мастерская Проекты «Африканская саванна» «Макет города» Конструирование и моделирование. 4 Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Технология ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование. Рукодельная мастерская Итого: № 1 2 3 4 Тема программы Художественная мастерская Чертежная мастерская Конструкторская мастерская Рукодельная мастерская ИТОГО: Количество часов Авторская Рабочая программа программа 10-20 9ч 7- 17 8ч 9-15 9ч 8-16 8ч 34ч-68ч 34 ч 8 8 34 ч 34 ч Проверочные работы Практическая часть (изделия) 1 1 1 1 4 9 8 9 7 33 2 Проекты 1 1 2