РП 8-а класс лит-ра

1 Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единс тве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, форм ирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её осно ве и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других люде й;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискрими нации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том чис ле на
основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, ст ремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельн ости (помощь
людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка,
к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное
отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и прир одному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе р ечевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействи я
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание ва жности русского языка как
средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных тра диций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и ины х форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства дл я
выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружа ющей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрен ия на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических пр облем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениям и,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читател ьской культурой,
навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики шк ольного
языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у други х людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефи цита собственных
знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом вл ияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII
века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных
литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из
текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.

С О Д Е Р Ж А Н И Е УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Введение
Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства уч-ся. Русская литература и история. Интерес русских писателей к
историческому прошлому своего народа.
Устное народное творчество
Жанры фольклора. В мире русской народной песни (лирические, исторические). Русские народные песни (лирические, исторические). Отражение жизни
народа в народной песне. «В тёмном лесе», «Уж ты ночка…», «Пугачёв в темнице». Частушки как малый жанр фольклора. Жанры фольклора: предания.
Предание «О Пугачёве», «Пугачёв в темнице», « О покорении Сибири Ермаком». Особенности формы и содержания народных преданий.
Древнерусская литература
Многообразие жанров древнерусской литературы: летопись, слово, житие, поучение, сатирическая повесть. «Житие Александра Невского». Защита
русских земель от нашествия и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. «Шемякин суд». Новые
литературные герои- крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Литература 18в.
Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическое направление комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм как
литературное направление. Классическая комедия. Основные правила классицизма в драматических произведениях.
И.А. Крылов. Слово о писателе. «Обоз». Нравственно-воспитательный пафослитературы: осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Критика вмешательства Александра 1 в тактику и стратегию Кутузова. Изобразительно-выразительные средства в художественных произведениях: аллегория.
К.Ф. Рылеев. Слово о писателе. «Смерть Ермака». Историческая основа думы. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева- основа
песни о Ермаке. Литературные роды и жанры: дума. .
Литература 19в.
А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения- зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К ***»( Я помню чудное мгновение»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Дружба как нравственный
жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачёва». История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде
писателя. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. «Капитанская дочка». Гринёв- жизненный путь героя. Формирование характера.
«Береги честь смолоду». Маша Миронова- нравственная красота героини. Швабрин- антигерой. Значение Савельича в романе. Форма исодержание
литературного произведения: композиция. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в произведении. Фольклорные
мотивы романа.. Реализм в русской литературе. Литературные роды и жанры: роман
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Отношение поэта к историческим темам и воплощение этих тем в творчестве. . «Мцыри». Мцыри как романтический
герой. Конфликт романтического героя. Соотношение мечты и действительности в романтическом произведении. Романтический пейзаж. Образ монастыря,
его роль в произведении. Литературные роды и жанры: романтическая поэма.
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к исторической теме в художественном произведении. «Ревизор»- «комедия со злостью и солью». .
История создание и история постановки комедии. Интерес русских писателей к проблеме народа. Цель автора- высмеять «всё дурное в России».. Хлестаков и
«миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление. Литературные роды и жанры: комедия. Сатираи юмор. Разоблачение пороков чиновничества
в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Форма и содержание литературного произведения: композиция. Новизна финала, роль немой сцены.
«Шинель».Тема «маленького» человека и её развитие. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию
общества. Петербург как символ вечного адского холода . Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль
фантастики в художественном произведении.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин,
отправившихся за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города». Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.
Ирония писателя-гражданина, бичующий строй, основанный на бесправии народа. Язык художественного произведения - эзопов язык. Изобразительновыразительные средства: гипербола.
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество. Деталь как средство создания образа в
рассказе. Литературные роды и жанры: рассказ.
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Толстой и Ясная Поляна. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Идея разделённости двух
Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Историзм и психологизм в литературе.
Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Изобразительно-выразительные средства языка- антитеза. Роль антитезы в композиции
рассказа..
А.С. Пушкин «Цветы последние милей», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет «Первый ландыш»,
А.Н. Майков «Поле зыблется цветами».
А.П. Чехов. Слово о писателе. «О любви»- рассказ об упущенном счастье. Психологизм в литературе.
Литература 20в.
И.А. Бунин . Слово о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина- рассказчика.
А.И. Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия любви и счастья в семье. Форма и содержание литературного произведения6
сюжет, фабула.
А.А. Блок. Слово о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв»- поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в различных
произведениях: в фольклоре, в произведениях А. Пушкина, С. Есенина.
И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем»- рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документальнобиографическими.
Журнал «Сатирикон».Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл
иронического повествования о прошлом. Теффи, О. Дымов, А Аверченко
М. Зощенко «История болезни», Теффи«Жизнь и воротник». Сатира и юмор в произведениях сатириконцев.
М.А. Осоргин. Слово о писателе.»Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой
Отечественной войны. Тема служения родине. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника
родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция
поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы.
Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги
сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и
героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и
переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства.
Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы.
Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о родине, родной природе (обзор)
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.
Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; ДонАминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.
Зарубежная литература
У. Шекспир . Слово о писателе. «Ромео и Джульетта»- символ любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета драмы. Взаимодействие
зарубежной и русской литературы. Сонеты «Кто хвалится своим родством со злостью», «Увы! Мой стих не блещет новизной»- богатейшая сокровищница
лирической поэзии. Сонет как форма лирической поэзии.
Ж.-Б. Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве» Мольер- великий комедиограф эпохи классицизма..Европейский классицизм. Особенности
классицизма в комедии. Комедия- сатира на дворянство и невежество буржуа. Общечеловеческий смысл комедии
Д. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера»- сатира на государственное устройство и общественный строй. Изобразительно-выразительные
средства языка: гротеск.
В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая
«домашним» способом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений в романе В. Скотта.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тема

Введение.
Устное
народное
Древнерусская литература.
Русская литература 18в.
2

1

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»
творчество.

3

Русская литература первой пол. 19в.

4

Русская литература второй половины 19 века

5

Русская литература 20в.

День знаний
День солидарности в борьбе с терроризмом.
Международный день грамотности.
День памяти жертв фашизма.
Международный день пожилых людей
День памяти войсковой казачьей славы.
День школьных библиотек
Интеллектуальные интернет-конкурсы
День рождения В.И. Даля
День матери в России
Всемирный день чтения вслух.
Всемирный день писателя.
Всемирный день поэзии
Международный день детской книги.
Предметные недели

Кол-во
часов
5
4
27

9
13

6
7

Зарубежная литература
Обобщение изученного в 8 кл. Итоговый
контроль.
Итого

Международный день семьи
День Победы
День славянской письменности и культуры

6
4
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».