РП 9-в класс лит-ра

1 Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её осно ве
и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других люде й;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлени и;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию
русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета
«Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственн ым
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе р ечевое,
и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и обществе нного
пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействи я
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание ва жности русского
языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, кур ение) и

иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмыс ляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства дл я
выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку
зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающе й среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологи ческой и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читател ьской
культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям друг их; потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у други х
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта други х; необходимость в формировании новых
знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оп ерировать основными понятиями,
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и
экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных

глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы
XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других

народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных
литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и
цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных
образов литературных произведений.
С О Д Е Р Ж А Н И Е УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
Древнерусская литература. Общая характеристика древнерусской литературы (самобытный характер древнерусской литературы, богатство и
разнообразие жанров). История открытия и изучения «Слова о полку Игореве». Историческая основа произведения. Изображение похода князя
Игоря в исторических источниках и в «Слове…». Особенности композиции «Слова…». Внесюжетные элементы «Слова…» ( обращения к князьям,
«Золотое слово» Святослава, Плач Ярославны. Образ автора. Образ русской земли. Основная идея «Слова…» - призыв русских князей к единению.
Из зарубежной литературы.
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить». Чувства и разум в любовной лирике
поэта.
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской
поэзии.
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский
характер.
У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Трагизм любви Гамлета к
Офелии. Философский характер трагедии.
И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.
Русская литература 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XYIII века. Особенности
русского классицизма.
М. В. Ломоносов – учёный, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае
великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества
государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в
произведениях М. В. Ломоносова.
Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии
поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.
А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Н. М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание
писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Главные герои повести «Бедная Лиза». Влияние
сентиментальных повестей Карамзина на произведения русской литературы.
Из русской литературы 19 века.
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала XIX века.
В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Баллада «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады,
фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Особенности драматического произведения. Защитники моральных устоев «века
минувшего» в комедии. Молодое поколение, разные его представители ( Чацкий, Софья, Молчалин ). Значение названия комедии. Авторская
позиция и особенности ее воплощения в комедии. Комедия Грибоедова в оценке А. С. Пушкина. Статья И. Гончарова «Мильон терзаний».
А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Тематическое богатство лирики Пушкина. Тема любви и дружбы в лирике поэта. ( «На холмах
Грузии…» , «Я вас любил…».) Адресаты любовной лирики Пушкина. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы».
Раздумья о смысле жизни, о поэзии в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…». Осмысление высокого предназначения художника, его миссии
пророка в стихотворении «Пророк». Стихотворения «К морю», «Анчар». История создания романа «Евгений Онегин». Общая характеристика
романа как «энциклопедии русской жизни». Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Татьяна – нравственный идеал
поэта. Композиция романа. Образ автора. Богатство, своеобразие поэтического языка.
М. Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова. Стихотворение «Парус».Тема поэта и толпы в лирике М. Ю. Лермонтова.
( «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт». ) Тема Родины и природы в лирике
М. Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина»,
«Прощай, немытая Россия». Судьба Лермонтова и судьба его поколения. «Дума», «И скучно, и грустно…». Тема любви в лирике М. Ю.
Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Молитва». Адресаты любовной лирики. Замысел, смысл названия и проблематика романа М.
Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Многогранность и противоречивость характера Печорина. Роль композиции произведения в раскрытии
характера Печорина. Психологизм, художественное совершенство произведения.
Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и
поэтика первых сборников. «Мёртвые души» - поэма о небокоптителях. Замысел и его осуществление. Смысл названия. Путешествие героя как
приём воссоздания широкой панорамы Руси. Образы помещиков и чиновников, их обобщающее значение. Чичиков как антигерой. Смысловая
нагрузка лирических отступлений. Души живые в поэме Гоголя. Изображение народа. Мотив дороги.
Ф. М. Достоевский: страницы биографии. Повесть «Белые ночи».
Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.
А. П. Чехов. Слово и писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и
чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.
И. А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
Мастерство Бунина. Лиризм повествования.
С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в
лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая», «Край ты мой заброшенный…», «Вот уж вечер.
Роса…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Народно-песенная основа лирика С. А. Есенина.
В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие
стиха, ритма, интонаций. Словотворчество.
М. А. Булгаков. Слово о писателе. История создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская
сатира на современное общество. Система образов повести.

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что
вы больны не мной…», «Имя твое – птица в руке…». Особенности поэтики Цветаевой. Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой. «Стихи
о Москве», «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэтессы.
А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в лирике. «Вновь Исакий в облаченье…», «Молитва», «Не с теми я , кто бросил
землю…», «Муза», «Сказал, что у меня соперниц нет…»
Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле
Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого
М. Шолохов. «Судьба человека». Образ главного героя. Торжество добра над жестокостью жизни. Художественные особенности
произведения: автор и рассказчик, роль пейзажей и портретных зарисовок.
Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в
лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всём мне хочется дойти». Философская глубина лирики Пастернака.
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «В есенние
строчки». Проблемы и интонации стихов о войне. «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом
А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ праведницы. Трагизм её судьбы.
Нравственный смысл рассказа-притчи.
Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков.
Романс и песня. А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, М. Ю.Лермонтов, А. К. Толстой, А. А. Фет, В. А. Сологуб, А. А. Сурков, К.
М. Симонов, Н. А. Заболоцкий, М. Л. Матусовский, Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, К. Я. Ваншенкин.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Количество часов

1.

Наименование
разделов и тем
Вводный урок

2.

Древнерусская литература

5

3.

Из зарубежной литературы

4

4.

Русская литература XYIII века

8

5.

Шедевры русской литературы XIX века

66

6.

Литература XX века

15

7.

Романсы и песни на слова русских
писателей XIX-XX веков

1

1

8.

Итоговое повторение

2

Итого

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».