РП 8-а класс русск яз

1 Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единс тве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования вну тренней
позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других люде й; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социа льных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаи мопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гумани тарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в
ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка,
к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное
отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и прир одному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе р ечевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий посту пков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного прост ранства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействи я искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и н ародного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и у становка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вред а для физического
и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет -среде в процессе школьного
языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства дл я выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность н авыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осозн анный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение
рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологи ческие
проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками
чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного я зыкового
образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и прави л общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у други х людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефи цита собственных
знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в обл асти концепции
устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:

1)

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

2)
3)

владение разными видами чтения;

7)
8)

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета;
4) овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и
информационных технологий;
5) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
6) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
9) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия
в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения,
консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского
языка в процессе самообразования;
владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
•
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
•
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
•
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
•
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
•
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и
использованных средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных
жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии
с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;
стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации:
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных
жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в
достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог;
ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания,
основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
2Содержание учебного предмета
1.
Соде р жание , обе с пе ч ив ающе е ф орм иров ание ком м уникатив н ой к ом пе те нци и
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи.
Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение
нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1)Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2)Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно
или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное,
сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и
ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных
источников.
Раздел 3. Текст
1)Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной
переработки текста.
2) Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на
смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор
языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм

построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого
высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык
художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность,
заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2.
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей,
жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
2. Соде ржание , обе с пе ч ив ающе е ф орм иров ан ие я зыков ой и л ингв ис тич е с кой (я зыков е дч е с кой) ком пе те нц ии
ВВЕДЕНИЕ.
Что такое культура речи..
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
I. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды
словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании:
согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение как основная единица
синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске.
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению
словосочетания.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Повторение изученного о сказуемом. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого
глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности связи
подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей структурой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным
словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения.
Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное.
Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные.
Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения; знаки
препинания при приложении.
Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Способы выражения обстоятельств.
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Группы односоставных предложений.
Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности. Неопределенно-личные предложения и их особенности. Безличные предложения и
их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности.
Полные и неполные предложения.
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и
пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными,
противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки
препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление.
Обособление приложений.
Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление
обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные
члены предложения, их смысловая и интонационная особенность. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Обособление дополнений.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с
обособленными членами и их синтаксические синонимы.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ И ВСТАВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ.
I. Повторение изученного материала об обращении. Обращение, его функции и способы выражения. Распространенное обращение. Выделительные знаки
препинания при обращениях.
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Междометия в предложении.
Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение
пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ.
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Понятие о чужой речи. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки
препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ.

3 Тематический план
№ п/п

Разделы программы

Повторение.
1

2

3

Двусоставное
предложение.
Главные
и
второстепенные
члены
предложения.

4

Односоставные
неполные предложения

и

Предложения
с
однородными
членами,
обращениями,
вводными
и
вставными конструкциями
5

6

Количество
часов

Международный день грамотности
Международный день мира
Экологическое воспитание: всемирный
день моря

11

Всемирный день чтения.
Международный день музыки.

Словосочетание.

Предложения
обособленными членами

Модуль
воспитательной
программы «Школьный урок»

с

День толерантности.
Патриотическое воспитание: день
неизвестного солдата
Патриотическое воспитание: день
героев Отечества.
Гражданское воспитание: День
Конституции РФ
Неделя науки и техники для детей и
юношества.
День российской печати
Патриотическое
воспитание:
День
защитника Отечества
Мы за ЗОЖ( беседа о зимних видах спорта)
Неделя детской и юношеской книги
Предметная неделя
Эстетическое
воспитание:
русские
художники-пейзажисты
Устное
сочинение
(
в
честь
Международного
Дня
спонтанного
проявления доброты)
Первый полет человека в космос
Экологическое воспитание: Всемирный
день водных ресурсов
Устное сочинение ( к Международному
дню памятников и памятных мест)
День Земли

Из них
теоретический
развитие
материал
речи
5
6

контрол.
диктанты
-

8

1

1

20

1

1

12

1

1

28

2

1

24

2

1

10

22

14

31

27

работы,

Способы передачи чужой
речи
7

8
9

Повторение
и
систематизация изученного в 8
классе
Итого

Патриотическое воспитание: беседа об
освобождении Крыма от фашистов
Патриотическое воспитание: подвиг народа
во время ВОВ
Поэтические пятиминутки( чтение стихов о
ВОВ)
День славянской письменности и культуры

12

1

1

5

1

1

114

15

7

14

7
136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».