РП 7 -б класс род лит

1 Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единс тве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и самора звития,
формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её осно ве и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других люде й; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в то м числе на основе
примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стрем ление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гумани тарной деятельности (помощь
людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского
языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»;
ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, истори ческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе р ечевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий посту пков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного прост ранства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействи я
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражени я; осознание важности русского языка как
средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных тра диций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и у становка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и ины х форм вреда
для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет -среде в
процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,

информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства дл я
выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания
и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в о бласти окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрен ия
на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера эко логических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениям и,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вре д окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читател ьской
культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфик и
школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути дост ижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у други х людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний,
умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознан ие дефицита
собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои де йствия с
учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требу ющий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в

сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации
к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты:
 владение различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
 выявление особенности композиции, основной конфликт, фабулу;
 характеристику героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
 нахождение основных изобразительно-выразительных средств, характерных для творческой манеры писателя;
 определение родожанровой специфики художественного произведения;
 выявление и осмысление формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения;
 выражение личного отношения к художественному произведению, аргументирование своей точки зрения
 осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; потребность в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 восприятие родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 осознание коммуникативно-эстетические возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего

народа, российской и мировой культуры.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения
7 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических),
выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и
русском поле;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции
в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
• развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о
загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
• развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные
тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством
учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков
работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (12 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Русские народные песни: исторические и лирические..«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры
буйные…»Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).И. З. Суриков. «Я ли в
поле да не травушка была…»А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской (3 ч)
Сибирский край.В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (3 ч)
Русское поле.И. С. Никитин. «Поле».И. А. Гофф. «Русское поле».Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (11 ч)
Праздники русского мира (5 ч)

Пасха.К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П.
Боткину).А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (4 ч)
Русские мастера.С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (11 ч)
Не до ордена – была бы Родина (3 ч)
На Первой мировой войне. С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец».Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (3 ч)
Долюшка женская. Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…».Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся
силы…».Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках (2 ч)
Взрослые детские проблемы.А. С. Игнатова. «Джинн Сева».Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,«Ах,
миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Такого языка на свете не бывало.Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Раздел 4.Творчество писателей и поэтов Крыма (по выбору учителя) 2 часа
ТЕМАТИЧЕСКИЙ

№

Содержание

1

Россия – родина моя

2

Русские традиции

3

ПЛАН

Модуль
воспитательной
программы Кол-во часов
«Школьный урок»
Беседа в честь дня окончания Второй 12
мировой войны.
Проект.
Описание
маршрута
по
литературным местам Крыма

Беседа о русских национальных праздниках.
11
Поэтические
пятиминутки
(чтение
стихотворений о русских праздниках)
Русский характер – русская Беседа в честь воссоединения Крыма и 11
душа
России

Единый Урок Памяти
Урок творчества «За страницами учебников»
Всего

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».