РП общество 9 кл

1. Планируемые результаты
изучения учебного предмета «Обществознание»
Личностные результаты
Личностные результаты воплощают традиционные россий - ские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, при - нятые в обществе нормы поведения, отражают
готовность обу - чающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельно- сти в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач социальной направленности и опыта кон- структивного социального
поведения по основным направлени- ям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реали- зации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образователь- ной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понима- ние роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обще- стве; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию
и
взаимопомощи;
активное
участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гумани- тарной деятельности (волонтёрство, помощь
людям, нуждаю- щимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Рос- сийской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государ- ственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий по- ступков; активное неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционально- го воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; по- нимание
ценности отечественного и мирового искусства, этни- ческих культурных традиций и
народного творчества; стремле- ние к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни <...>; осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление ал- коголя, наркотиков,
1

курение) и иных форм вреда для физиче- ского и психического здоровья; соблюдение
правил безопасно- сти, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меня- ющимся социальным,
информационным и природным усло- виям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; <…> сформированность навыков рефлексии,
признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических за- дач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способ- ность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе при- менения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для это- го; <…> уважение к труду и
результатам трудовой деятельно- сти; осознанный выбор и построение индивидуальной
траекто- рии образования и жизненных планов с учётом личных и обще- ственных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и есте- ственных наук для решения задач
в области окружающей сре- ды, планирования поступков и оценка возможных последствий
своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
непри- ятие действий, приносящих вред окружающей среде; осозна- ние своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологиче- ской направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития челове- ка, природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности; установка на ос- мысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллектив- ного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обуча- ющегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных соци- альных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возрас- та, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сфор- мированные
по профессиональной деятельности, а также в рам- ках социального взаимодействия с людьми
из другой культур- ной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях не- определённости, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, откры- тость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компе- тентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
2

навык выявления и связывания образов, способность форми- рования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по ха- рактерным
признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкре- тизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окру- жающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, воз- можных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспри- нимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые ре- шения и действия;
формулировать и оценивать риски и послед- ствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произо- шедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие га- рантий
успеха.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются
в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения
и
оценки
результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель,
потребитель
и
др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании
этическим
нормам
и
правилам
ведения
диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной
деятельности
на
уроках
и
в
доступной
социальной
практике,
на:
1)
использование
элементов
причинно-следственного
анализа;
2)
исследование
несложных
реальных
связей
и
зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения,
сопоставления,
оценки
объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного
типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной
ситуации;
6)
объяснение
изученных
положений
на
конкретных
примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в
повседневной
жизни
этических
и
правовых
норм,
экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей
точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы
по
обществознанию
являются
в
сфере:
3

познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной
жизни,
механизмах
и
регуляторах
деятельности
людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и
философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками
основных
социальных
ролей
в
пределах
своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами
и
правилами
в
собственной
повседневной
жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность
несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
•
понимание
значения
коммуникации
в
межличностном
общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии,
аргументировать
собственную
точку
зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
4

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как
социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных
сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие
типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей
(материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной
информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления,
справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.

Личностные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
 образ социально-политического устройства - представление о государственной организации
России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных
праздников;
 знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в
правовом пространстве государственно-общественных отношений;
 ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание
конвенционального характера морали;
 основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;
 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
 эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
 уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность,
готовность к равноправному сотрудничеству;
 уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
5









уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и
других людей, оптимизм в восприятии мира;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании
моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива.

Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
 целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в
познавательную;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
 планировать пути достижения целей;
 уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам
действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с
позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной
деятельности;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать
выбор;
 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образам;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
6




владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
 основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
 давать определения понятиям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
 объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
 структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею
текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Выпускник научится:
 создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных
компьютерных инструментов;
 создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
 создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием
специализированных компьютерных инструментов и устройств;
 выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
 участвовать в обсуждении (аудио-видео-форум, текстовый форум) с использованием
возможностей Интернета;
 использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
 вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
 осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве
образовательного учреждения;
 соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относится к
частной информации и информационным правам других людей;
 вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе
статистической, и визуализации;
 проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность,
организовывать свое время с использованием ИКТ.
3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Выпускник научится:
7













планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование,
модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижения "хорошей гипотезы", эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели (теории);
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства
адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям, мнениям,
оценка, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.

4. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.
 ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
 находить в тексте требуемую информацию;
 решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста;
 структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить
проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
 преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
 интерпретировать текст;
 откликаться на содержание текста;
 откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в
целом - мастерство его исполнения;
 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в
информации и находить пути восполнения этих пробелов;
 в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
 использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).

8

2. Содержание программы по предмету «Обществознание»
Тема 1. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные
отношения. Отклоняющееся поведение.
Тема 2. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и
внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие
демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского
общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в
демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, ил роль в общественной жизни. Политические партии и
движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ
на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 3. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права.
Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства.
Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового
статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической
ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной
власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека-идеал права.
Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод
человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности
гражданина. Права ребенка их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина
в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности
родителей и детей.
9

Административные
правоотношения.
Административное
правонарушение.
Виды
административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы
допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях
вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
3. Тематическое планирование
№
п/п

Модуль
воспитательной
программы
«Школьный урок»

Тема раздела

1.

Тема 1. Вводное повторение «Социальная
сфера»

2.

Тема 2. «Политика»

3.

Тема 3. «Право»

Итого:

День памяти юного герояантифашиста;
День
воинской славы. День
взятия турецкой крепости
Измаил
русскими
войсками
под
командованием
А.В.
Суворова (1790).
День
памяти
жертв
политических репрессий;
Международный
день
памятников
и
исторических
мест;
Международный
день
родного языка.
Международный
день
борьбы
со
злоупотреблением
наркотическими
средствами
и
их
незаконным
оборотом;
Международный
день
защиты детей; Всемирный
день книги и авторского
права; Международный
день прав человека; День
Конституции.

Кол-во
часов по
программе

5

19

44

68 ч.

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».