РП род лит 6 кл

1. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в
произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными
в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а
также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в
литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных
произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в
том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуника ции и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и

психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет -среде в процессе школьного
литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям,
в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных
героев.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных
произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том чи сле при изучении
произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социально й сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деят ельности с учётом специфики
школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и пра вил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных р олей персонажей
литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопредел енности,
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в
том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области кон цепции устойчивого
развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский

опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность
универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД: 15  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:  понимание значимости
родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного
русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;  проявление ценностного отношения к родной русской литературе как
хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение 16 национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в
контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;  понимание наиболее ярко
воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём
творчестве национальные традиции русской литературы;  осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в
русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;  развитие представлений о богатстве русской литературы
и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;  овладение различными способами постижения смыслов,
заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;  применение
опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение
формировать и обогащать собственный круг чтения;  накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы,
определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения
Второй год обучения. 6 класс  развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития
представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики,

проблематики, образов; осмысление ключевых для 18 русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и
русской зиме;  развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;  развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской
души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о
подростках и о богатстве русского языка и родной речи;  развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих
вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на
вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других
искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации. Третий год обучения

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой. (3 ч)Русские былины: богатыри и богатырство Былина «Илья Муромец и Святогор». Былинные сюжеты и герои в русской
литературе И. А. Бунин. «Святогор и Илья». М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской.( 3 ч.) Русский Север: Архангельск в русской литературе С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня). Б. В. Шергин.
«Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы. ( 3 ч. )Стихи русских поэтов о зиме И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»Н. М. Рубцов. «Первый
снег». По мотивам русских сказок о зиме Е. Л. Шварц. «Два брата».
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ ( 9 ч.)
Праздники русского мира. ( 4 ч.) Масленица М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье». А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома. ( 5 ч.) Всюду родимую Русь узнаю В. А. Рождественский. «Русская природа». К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев.
«Поздним вечером».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч) Оборона Севастополя А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души (3 ч) Чудеса нужно делать своими руками Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…» Н. С. Лесков. «Неразменный рубль». В. П.
Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках (3 ч) Реальность и мечты Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»). Е. С.
Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч) На русском дышим языке К. Д. Бальмонт. «Русский язык». Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч

ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН

№

Содержание

1

Россия – родина моя

2

Русские традиции

3

Русский характер
русская душа

Итого

Модуль
воспитательной
«Школьный урок»

программы Кол-во

часов
Беседа в честь дня окончания Второй 12
мировой войны.
Проект.
Описание
маршрута
по
литературным местам Крыма
Беседа
о
русских национальных 11
праздниках.
Поэтические
пятиминутки(
чтение
стихотворений о русских праздниках)
– Беседа в честь воссоединения Крыма и 11
России
Единый Урок Памяти
Урок творчества «За страницами
учебников»
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».