РП 5 класс история 22-23

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
Личностные результаты
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на
моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение
и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций
историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе —
на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических
обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека
и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального
характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды
в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять
характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя
общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических
событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении
событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять
правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного
средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том
числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий
и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать
его. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов)
для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты изучения истории
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до
нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира,
расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о
событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий
«деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в
древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений,
предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 68 ч.
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология
(счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление
человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена
и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление
государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе
II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания
древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство
Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства.
Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства.
Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон.
Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Персидская держава

Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное
устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава
Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания.
Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное
познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной
империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные,
положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций.
Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ЭЛЛИНИЗМ.
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации.
Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство.
Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое
устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества;
Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги грекоперсидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины,
участники, итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое
искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры
в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский
и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического
мира. Александрия Египетская.

ДРЕВНИЙ РИМ
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима.
Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги.
Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские
провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ,
мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый
триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория,
управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император
Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима:
архитектура, скульптура. Пантеон.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Расселение славян, их разделение на три
ветви – восточных, западных и южных славян. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация.
Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Раздел 1. Введение

2

2

Раздел 2. Первобытность
Первобытные собиратели и охотники

6
3

3

Первобытные земледельцы и скотоводы

3

Основные виды
деятельности обучающегося
Рассказывать, как историки узнают
о далеком прошлом;
Приводить примеры вещественных
и письменных исторических
источников;
Объяснять значение терминов:
история, хронология, археология,
этнография, нумизматика;
Характеризовать отрезки времени,
используемые при описании
прошлого (год, век, тысячелетие,
эра);

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7519/main/
310302/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7520/main/
253254/

Показывать на карте места
расселения древнейших людей,
известные историкам; рассказывать
о занятиях первобытных
людей;Распознавать изображения
орудий труда и охоты первобытных
людей; Объяснять, какое значение
для древнейших людей имело
овладение огнем, как его добывали
и поддерживали; Рассказывать, где
были найдены рисунки
первобытных людей, о чем ученые
узнали из этих рисунков;
Объяснять, чему, каким силам
поклонялись древнейшие люди;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/start/2
53219/

Раскрывать значение понятий:
присваивающее хозяйство,

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/main/
310333/

язычество, миф;
Характеризовать значение освоения
древними людьми земледелия и
скотоводства;
Распознавать (на изображениях,
макетах) орудия труда древних
земледельцев, ремесленников;
Давать определение понятий:
присваивающее хозяйство,
производящее хозяйство, род,
племя;
Рассказывать о важнейших
ремеслах, изобретенных древними
людьми;
Рассказывать, как произошло
открытие людьми металлов, какое
значение это имело;
Объяснять, в чем состояли
предпосылки и последствия
развития обмена и торговли в
первобытном обществе;
Раскрывать значение понятий и
терминов: родовая община,
соседская община, вождь,
старейшина, знать;
Называть признаки, по которым
историки судят о появлении
цивилизации;
4

Раздел 3. Древний Восток
Древний Египет

19
7

Рассказывать с использованием
исторической карты о природных
условиях Египта, их влиянии на
занятия населения; Объяснять, что
способствовало возникновению в
Египте сильной государственной
власти; Рассказывать, как
произошло объединение Египта,

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7524/main/
310364/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7525/main/
310394/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/main/
310426/
http://gotourl.ru/13693

5

Древние цивилизации Месопатамиии

2

раскрывать значение этого событие;
Объяснять смысл понятий и
терминов: фараон, жрец;
Характеризовать положение
основных групп населения Древнего
Египта
оказывать на карте основные
направления завоевательных
походов фараонов Египта;
Рассказывать об организации и
вооружении египетского войска;
Объяснять, чем прославился фараон
Рамсес II;Рассказывать, каким богам
поклонялись древние египтяне;
Представлять описание внешнего
вида и внутреннего устройства
египетских храмов, пирамид (на
основе фотографий, иллюстраций);
Излагать сюжет мифа об Осирисе,
объяснять, в чем заключалась его
главная идея; Рассказывать, чем
известен в египетской истории
фараон Эхнатон;
Рассказывать, в каких областях
знаний древние египтяне достигли
значительных успехов;
Характеризовать письменность
древних египтян (особенности
письма, материал для письма);
Объяснять, в чем состоял вклад Ж.
Ф. Шампольона в изучение истории
Древнего Египта;
Объяснять значение понятий и
терминов: пирамида, сфинкс,
рельеф, фреска;
Рассказывать, используя карту, о
природных условиях Месопотамии

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7526/main/
252231/

6

Восточное Средиземноморье
в древности

4

7

Персидская держава

1

и занятиях живших там в древности
людей;
Называть и показывать на карте
древнейшие города-государства
Месопотамии;
Объяснять значение понятий и
терминов: клинопись, эпос,
зиккурат;
Показывать на карте расположение
древнего Вавилонского царства;
Рассказывать, чем известен в
истории вавилонский царь
Хаммурапи; Объяснять, в чем
заключается ценность законов как
исторического источника;
Показывать на карте территорию
Ассирийской державы.
Рассказывать об организации
ассирийского войска; Объяснять,
как ассирийские цари управляли
своей державой;
Объяснять, как природные условия
влияли на занятия населения
Восточного Средиземноморья;
Рассказывать о развитии ремесел и
торговли в Финикии; Объяснять
значение понятий: колония,
колонизация, алфавит;
Называть и показывать на карте
древние государства Палестины;
Объяснять, чем известен в истории
царь Соломон; Объяснять значение
понятий и терминов: монотеизм,
иудаизм, пророк, Ветхий завет;
Показывать на карте территорию
Персидской державы в период ее
могущества; Объяснять причины

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7527/main/
310457/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7528/main/
253099/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7529/start/2
52754/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7530/main/
252727/

8

Древняя Индия

2

9

Древний Китай

3

военных успехов персидской армии;
Характеризовать систему
управления персидской державой;
Рассказывать о религии древних
персов;
Объяснять значение понятий и
терминов: сатрап, зороастризм,
Авеста;
Рассказывать о природных условиях
Древней Индии, занятиях
населения;
Рассказывать о древнейших
индийских городах, используя
карту;
Объяснять значение понятий и
терминов: арии, раджа, варна, каста,
брахман, Веды, санскрит;
Характеризовать верования древних
индийцев, называть главных богов,
почитаемых в индуизме;
Рассказывать о возникновении
буддизма, основных положениях
этого учения; Давать описание
внешнего вида и внутреннего
убранства индуистских и
буддийских храмов (на основе
текста и иллюстраций учебника);
Объяснять, о чем повествуют поэмы
«Махабхарата» и «Рамаяна», чем
они интересны для историков;
Характеризовать, используя карту,
природные условия Древнего Китая,
их влияние на занятия населения;
Рассказывать о хозяйственной
деятельности древних китайцев,
совершенствовании орудий их
труда, технических сооружениях;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7531/start/2
53064/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7532/main/
310488/
http://gotourl.ru/13694

Показывать на карте территорию
империи Цинь и объяснять значение
создания единого государства;
Представлять характеристику
императора Цинь Шихуанди и
итогов его деятельности;
Рассказывать о достижениях
древних китайцев в развитии
ремесел и торговли;
Объяснять значение понятий и
терминов: Великая Китайская стена,
Великий шелковый путь, пагода,
иероглиф, каллиграфия;
Рассказывать об учении Конфуция,
высказывать суждения о причинах
его популярности в Древнем Китае
и в последующие столетия;
Представлять характеристику
достижений древних китайцев в
развитии письменности, в науке,
технике, художественной культуре
(в форме устных сообщений,
альбомов, презентаций);
10

Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция

20
5

Рассказывать, используя карту, о
природных условиях Древней
Греции и основных занятиях ее
населения; Объяснять, какие
находки археологов
свидетельствуют о существовании
древних цивилизации на о. Крит, в
Микенах; Рассказывать, о чем
повествуют поэмы «Илиада» и
«Одиссея»;
Объяснять значение выражений
«Ахиллесова пята», «Троянский
конь»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7533/main/
252665/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7534/main/
310519/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7535/main/
310550/

11

Греческие полисы

7

12

Культура Древней Греции

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7536/start/3
Показывать на карте крупнейшие
10577/
греческие города-государства;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7537/main/
Объяснять значение понятий: полис,
252944/
аристократия, демос, тиран,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7538/start/2
акрополь, агора, фаланга,
88851/
метрополия, колония;
Показывать на карте направления
Великой греческой колонизации,
называть наиболее значительные
колонии, в том числе в Северном
Причерноморье. Рассказывать, как
осуществлялось управление
греческими колониями, в чем
заключались их связи с
метрополиями;
Раскрывать значение понятий и
терминов: ареопаг, архонт, народное
собрание, реформа, остракизм;
Характеризовать основные
положения и значение законов
Солона
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/2
Называть главных богов, которым
52909/
поклонялись древние греки,
распознавать их скульптурные
изображения;
Объяснять, кто такие титаны и
герои;
Рассказывать о том, чему учили
детей в школах Древней Греции;
Раскрывать значение понятий и
терминов: гимнасий, Академия,
Ликей, философия, логика, этика;
Называть древнегреческих ученых,
известных своими трудами по
философии, истории, другим
отраслям наук;

13

Македонские завоевания. Эллинизм

3

14

Раздел 5. Древний Рим
Возникновение Римского государства

19
3

Рассказывать о древнегреческом
театре, организации представлений
Объяснять, что способствовало
усилению Македонии в IV в. до н.
э., какую роль сыграл в этом царь
Филипп II;
Рассказывать, как была установлена
власть македонского царя над
греческими полисами;
Систематизировать в виде таблицы
информацию о завоевательных
походах Александра Македонского;
Объяснять, в чем состояли причины
военных побед Александра
Македонского;
Представлять характеристику
(«исторический портрет»)
Александра Македонского;
Раскрывать смысл понятия
«эллинизм»; Показывать на карте
государства, образовавшиеся в
результате распада державы
Александра Македонского;
Рассказывать, чем славилась
Александрия Египетская, почему
она считалась культурным центром
эллинистического мира;
Рассказывать, используя
историческую карту, о природных
условиях Апеннинского
полуострова и племенах,
населявших его в древности;
Сопоставлять информацию о
происхождении Рима,
содержащуюся в легенде и
полученную в ходе исследований

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7542/main/
252851/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7543/main/
296174/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7544/main/
252820/

15

Римские завоевания в Средиземноморье

3

историков;
Раскрывать значение понятий и
терминов: патриций, плебей,
республика, консул, народный
трибун, Сенат, вето, легион,
понтифик, авгур; Объяснять, как
было организовано управление
Римской республикой (какими
полномочиями обладали консулы,
народные трибуны, Сенат, народное
собрание);
Рассказывать об организации и
вооружении римской армии,
привлекая иллюстрации учебника;
Называть главных богов древних
римлян, устанавливать соответствие
римских и греческих богов;
Показывать на исторической карте,
с какими противниками воевали
римляне в борьбе за власть над
Италией;
Объяснять происхождение и смысл
выражений «Гуси Рим спасли»,
«Пиррова победа», «Разделяй и
властвуй!»;
Представлять общую
характеристику Пунических войн
(причины, хронологический период,
участники, наиболее значительные
походы и сражения, итоги);
Объяснять, благодаря чему вошел в
историю Ганнибал;
Показывать на исторической карте
территории римских провинций,
объяснять, какие современные
географические названия берут

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7545/main/
310612/

16

Поздняя Римская республика.
Гражданские войны

4

17

Расцвет и падение Римской империи

6

начало от названий римских
провинций;
Объяснять, почему причиной
острых столкновений в Риме во II в.
до н. э. стал вопрос о переделе
«общественной земли»; Раскрывать
значение понятий и терминов:
«общественная земля», гражданская
война, диктатор, проскрипции,
триумвират, вольноотпущенник,
гладиатор;
Характеризовать цели, содержание
и итоги реформ братьев Гракхов;
Анализировать отрывки из текстов
историков (извлекать информацию,
высказывать оценочные суждения);
Объяснять, чем были вызваны
гражданские войны в Риме, какие
силы противостояли друг другу;
Рассказывать о положении рабов в
Древнем Риме;
Представлять характеристику Гая
Юлия Цезаря, объяснять, благодаря
чему он вошел в историю;
Раскрывать, при каких
обстоятельствах появились и что
означали выражения «Жребий
брошен!», «Перейти Рубикон»;
Рассказывать об установлении
единоличной власти Октавиана
Августа;
Представлять характеристики
римских императоров, их правления
(Нерон, Траян, Диоклетиан — по
выбору); Показывать на
исторической карте территорию
Римской империи, объяснять, как

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7547/main/
310674/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7548/main/
296236/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7549/main/
310705/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7552/main/
311504/

18

Культура Древнего Рима

3

было организовано управление
провинциями;
Рассказывать, используя
иллюстрации учебника, о
повседневной жизни в столице и
провинциях Римской империи;
Сравнивать положение римского
раба и колона, объяснять, чем
различались условия их жизни и
труда;
Объяснять значение понятий и
терминов: форум, Пантеон,
Колизей, акведук, амфитеатр,
термы;
Рассказывать о возникновении и
распространении христианства,
объяснять, чем отличалась новая
религия от верований римлян;
Характеризовать политику римских
императоров в отношении христиан,
объяснять, как и при каких
обстоятельствах она была изменена;
Объяснять значение понятий и
терминов: Библия, Евангелие,
апостол, церковь, патриарх,
епископ. Рассказывать о разделении
Римской империи на Западную и
Восточную;
Систематизировать в форме
таблицы информацию о нападениях
варваров на Рим;
Участвовать в обсуждении вопроса
«Почему пала Западная Римская
империя?»;
Раскрывать смысл понятия «золотой
век римской поэзии», называть
имена поэтов золотого века;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7551/main/
325124/

19

Раздел 6. Народы и государства на
территории нашей страны в древности

1

Раздел 7. Обобщение
Историческое и культурное наследие
цивилизаций Древнего мира

1

ИТОГО

68

Рассказывать о развитии научных
знаний в Древнем Риме (философия,
география, история);
Объяснять, какое значение и почему
придавалось в Древнем Риме
ораторскому искусству;
Составлять описание известных
архитектурных сооружений
Древнего Рима (по выбору);
Сравнивать внешний вид
древнегреческих и древнеримских
храмов. Определять общие черты и
различия;
Изучать иллюстрации учебника,
объяснять, о чем рассказывают
римские скульптурные портреты;
https://videouroki.net/video/01-narody-iХарактеризовать культурное
drevnejshie-gosudarstva-na-territoriiнаследие древних цивилизаций на
rossii.html
территории нашей страны
(привлекая знания из истории
Древнего мира);
Приводить примеры межэтнических
контактов и взаимодействий;
Характеризовать общественный
строй и политическую организацию
восточных славян;
Описывать жизнь и быт, верования
славян;
Рассказывать о древних
государствах, достижениях
культуры Древнего мира,
религиозных верованиях

https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-natemu-istoricheskoe-i-kulturnoe-nasledieantichnogo-mira-klass-3723967.html

4. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
№
п/п

Тема

1

Введение

2

Раздел I. Первобытноть

3

Раздел II. Древний Восток

4

Раздел III. Древняя Греция

5

Раздел IV. Древний Рим

6

Народы и государства на территории
нашей страны в древности

7

Обобщение
ИТОГО

Количество
часов

Модуль воспитательной
программы «Школьный
урок»

Всероссийский урок
«Моя история»
День солидарности в
борьбе с терроризмом
Международный день
школьных библиотек
День Неизвестного
солдата
День Героев
Отечества.

2

День Победы
советского народа в
Великой
Отечественной
войне 1941-1945
годов. Урок Памяти
Международный день
семьи

1

6
19
20
19

1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».