РП литерат 10 кл

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь
людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на
страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;

— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;

— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных
текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные
объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной
задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной
задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и
другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности,
определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;

— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном
образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата
цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями
других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя
примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг. 3) Эмоциональный интеллект:

— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями
других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя
примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы, осознавать её
роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической
истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные
отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений
художественной литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные
произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной
картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в
них художественных смыслов:
— анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя,
повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения и отраженные в нём реалии; характеризовать героев-персонажей,
давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности
композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и
осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с
читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской,
социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного
развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения,
поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства,
характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя
особенности авторского языка и стиля;
— овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и
самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления
собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество;
проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча,
повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок,

сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного
произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический,
гражданский и др.); сюжет,
композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское/лирическое отступление;
конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный
герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика
героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; символ, подтекст,
психологизм; реплика, диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм,
гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола,
умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое
восклицание; инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство;
звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль,
амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
— рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в
рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе
принадлежность произведения к историческому времени, определённому
литературному направлению);
— выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том
числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и
особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики
произведений;
— выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать
связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного и
самостоятельно прочитанного художественного произведения;
— сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и
межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты,
сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры,
художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
— сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения
художественной литературы с произведениями других видов искусства
(изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство,
компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с
учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя
различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
пересказывать сюжет и вычленять фабулу;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями
участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать
свою точку зрения, используя литературные аргументы;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250
слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные
произведения;
представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос;
исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать материал
и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы,
доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на
самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя
различные виды цитирования;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и
самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической
русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и
художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности,
источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного
развития 10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой
литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных
интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской
деятельности и уметь публично презентовать полученные результаты;
12) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной
литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска
в Интернете; работать с
электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете
проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая
правила информационной безопасности.
При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует
учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у
разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует
необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к ним и применения
разных стратегий и создания индивидуальных образовательных траекторий
достижения этих результатов.

2. Содержание тем учебного предмета
Введение
Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное
своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма. Русская
литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы.
«Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика» революционеровдемократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов.
Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция
почвенников.
И.С.Тургенев
Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника».
Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная
атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и
Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров
– нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества.
Базаров перед лицом смерти.Острота и искренность отклика писателя на появление
нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или
конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его
мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции.
«Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»:
художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее
выражения. Полемика вокруг романа.
Н.Г.Чернышевский
Н.Г.Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие
романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения.
Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».
И.А.Гончаров
Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания.
Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в
романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в
произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц.
Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в
художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ
Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман,
утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в
романе. Историко-философский смысл романа.
А.Н.Островский
Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Бесприданница». Драма «Гроза».
Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины.
Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть
свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний
конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия
и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее
трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее
экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской
сцене. Современные постановки пьес Островского.
Ф.И.Тютчева
Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не
понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я
встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и
ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы.

Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как
«поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.
Н.А.Некрасов
Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в
шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и
гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»),
«Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я
у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали».
Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни
народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика
чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость
к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое
своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной
России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления.
Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев
поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники.
Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия,
«богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи».
Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
А.А.Фет
А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла
ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с
землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче
человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных
движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний,
мелодий.
А.К.Толстой
Жизненный путь А.К.Толстого. Лирика А.К.Толстого. Баллады и былины А.К.Толстого.
Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».
Сатирические произведения А.К.Толстого.
М.Е.Салтыков-Щедрин
Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя.
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как
сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами
российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и
Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города».
Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина
(гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).
Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Обзорная лекция по творчеству Ф.Стендаля, Оноре де Бальзака, Чарльза Диккенса. Ч.
Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания романа. Англия на его
страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и
фантастика на страницах произведения писателя-реалиста. О. де Бальзак. «Гобсек» Тема
власти денег. Реалистическое мастерство писателя.
Ф.М.Достоевский
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М,
Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского.
Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины
бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление
Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира
сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в

системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони
Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и
Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство
ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке».
«Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных
проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора.
Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга.
Роль эпилога.
Л.Н.Толстой
Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея:
проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.»
Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски
плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и
«жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого,
его критерии оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение
войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и
Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война.
Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль
народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических
событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как
зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие.
Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и
«диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа –
Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь
крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы
изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как
прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный
композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в
романе. Интерес к Толстому в современном мире.
Н.С.Лесков
Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный
мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального
русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как
мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя.
Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный
странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности.
(смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей.
Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.
Страницы зарубежной литературы конца XIX – начала XX века
Обзорная лекция по творчеству Генри Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де
Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты
героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен.
«Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей»
как социально-психологических драм.
А.П.Чехов
А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч».
Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за
свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская
глубина, лаконизм повествования.
Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою
судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого
сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои

уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью
существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани.
Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чеховадраматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Подведение итогов года
Мировое значение русской литературы. Контрольная работа. Итоговый урок. Список
летнего чтения.

3. Тематическое планирование учебного предмета.
В том числе
№ п/п Темы учебного курса

Количе
ство
часов

Модуль воспитательной
программы «Школьный
урок»

6

Литература второй половины
XIX века. Становление
реализма в русской
литературе.
И.С.Тургенев

11

7

Н.Г. Чернышевский

3

8

И.А.Гончаров

9

Воспитание
квалифицированного
читателя со
сформированным
эстетическим вкусом.

1

9
10
11
12

А.Н.Островский
Ф.И.Тютчев
Н.А.Некрасов
А.А.Фет

6
4
10
3

Урок открытых мыслей

1
1

13
14
13

2
4
1

14
15
17

А.К.Толстой
М.Е.Салтыков-Щедрин
Страницы истории
западноевропейского романа
19 века
Ф.М.Достоевский
Л.Н.Толстой
Н.С.Лесков

Предметные олимпиады
День словянской
письменности
Всемирный день поэзи
Урок открытых мыслей

11
19
3

18
19

Зарубежная литература
А.П.Чехов

2
8

1

Нравственные проблемы и
уроки литературы XX века
ИТОГО:
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ:
20

5

1
102

День знаний.
Международный день
распространения
грамотности.
Всероссийский день
чтения.
Безопасности школьников
в сети Интернет.

Количе
ство
Развитие
контро
речи
льных
работ

День творчества.
Международный день
театра.
Международный день
семьи.

1

1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».