РП родн русск яз 7 класс

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в
том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство);
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов
России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего
края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык (русский)»; ценностное отношение к русскому
языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в
том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в
том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь
на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и

социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о
своих планах на будущее;
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение
точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития
языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с

людьми из другой культурной среды; способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов,
способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный,
речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами
языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых
единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования
(эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах,
таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости
содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких
источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента,
исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с
ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои
действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач
и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом
целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую
ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты:
Язык и культура:
1)
характеризовать внешние причины исторических изменений в русском языке (в рамках изученного);
приводить примеры; распознавать и характеризовать устаревшую лексику с национально-культурным компонентом
значения (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;
2)
характеризовать процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом;
приводить примеры актуализации устаревшей лексики в современных контекстах;
3)
характеризовать лингвистические и нелингвистические причины лексических заимствований; определять
значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
4)
использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; фразеологические словари; словари
иностранных слов; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари, грамматические словари и
справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
1)
соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях; в словоформах с
непроизводными предлогами (в рамках изученного); различать основные и допустимые нормативные варианты
постановки ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях, в словоформах с непроизводными предлогами;
2)
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
соблюдать нормы употребления паронимов;
3)
анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках изученного); корректировать
устную и письменную речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
4)
употреблять слова с учётом вариантов современных орфоэпических, грамматических и стилистических
норм;
5)
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и
собственную речь;

6)
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета
(запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз; исключение категоричности в разговоре и т. д.); соблюдать
нормы русского невербального этикета;
7)
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов;
грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические словари и
справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
1)
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть умениями
информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации; использовать информацию словарных статей энциклопедического и
лингвистических словарей для решения учебных задач;
2)
характеризовать традиции русского речевого общения; уместно использовать коммуникативные стратегии и
тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
3)
анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев; распознавать и
анализировать разные типы заголовков текста; использовать различные типы заголовков при создании собственных
текстов;
4)
анализировать и создавать тексты рекламного типа; текст в жанре путевых заметок; анализировать
художественный текст с опорой на его сильные позиции;
5)
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта
(исследования), представлять их в устной и письменной форме;
6)
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

2. Содержание тем учебного предмета
Язык и культура. Язык как зеркало национальной культуры. Исконно русская лексика: слова
общеиндоевропейского фонда, слова праславянского языка, собственно русские слова. Слово как хранилище
материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта,
слова с национально-культурным компонентом, народно-поэтические символы, эпитеты. Метафоры общеязыковые и
художественные. Примеры ключевых слов-концептов русской культуры.
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, традиционные и новые, устаревшие и популярные.
Общеизвестные русские города. Происхождение их названий.
Культура речи.
Основные орфоэпические нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Произносительные варианты
орфоэпической нормы (було[ч,]ная - було[ш]ная, же[н,]щина - же[н]щина, до[жд,]ем - до[ж,]ем и под.) Роль звукописи в
художественном тексте. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупортебления:
правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной
действительности. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и лексических
омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение
русских и иностранных имен и фамилий, названий географических объектов. Типичные ошибки в построении сложных
предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто), повторение
частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы, введение в сложное предложение лишних указательных
местоимений.
Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в
стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этикетные формулы начала и конца общения,
похвалы, комплимента, благодарности, сочувствия, утешения. Обращение в русском речевом этикете. Новые варианты
приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений, использования собственных имен, их оценка.
Речь. Речевая деятельность. Текст.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительности
устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Эффективные приемы чтения и слушания:
предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка. Средства связи предложений и частей текста. Заголовки текстов, их типы. Информативная
функция заголовков. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект, график, диаграмма, схема.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение, поздравление, шутка как жанры
разговорной речи. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником.
3. Тематический план.
Модуль воспитательной программы
№
Разделы программы
Количество часов
«Школьный урок»
Международный день распространения грамотности 12 часов
I
Язык и культура
День славянской письменности и культуры
II
Культура речи
12 часов
День славянской письменности и культуры
III
Речь. Речевая деятельность.
10 часов
Текст
Итого:

34ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».