общество -10

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
PAGE \* MERGEFORMAT9

-

-

-

-

-

-

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;

PAGE \* MERGEFORMAT9

-

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности.
Метапредметные результаты

Регулятивные УУД
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;

PAGE \* MERGEFORMAT9

-

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

-

Предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС СОО
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном
мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

PAGE \* MERGEFORMAT9

Предметные результаты в соответствии с примерной ООП СОО
Выпускник на базовом уровне научится:
При изучении раздела «Человек. Человек в системе общественных отношений»
- Выделять черты социальной сущности человека;
- определять роль духовных ценностей в обществе;
- распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
- различать виды искусства;
- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
- выявлять особенности научного познания;
- различать абсолютную и относительную истины;
- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и
науки в современном обществе;
- выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
При изучении раздела «Общество как сложная динамическая система»

PAGE \* MERGEFORMAT9

-

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость
социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем.

При изучении раздела «Правовое регулирование общественных отношений»
- Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
- выделять основные элементы системы права;
- выстраивать иерархию нормативных актов;
- выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
- различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства,
правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
- обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам,
уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
- аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
- раскрывать содержание гражданских правоотношений;
- применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых
решений;
- различать организационно-правовые формы предприятий;
- характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
- давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного
права в повседневной жизни;
- находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и
высшего образования;
- характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

PAGE \* MERGEFORMAT9

-

иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ,
АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
2.Содержание программы учебного курса
обществознания для 10 класса
Раздел 1. Вводное повторение.
Административные правонарушения. Уголовно-правовые отношения. Международная - правовая защита жертв

вооруженных конфликтов
Раздел 2. Человек в обществе
Построение понятия «общество в широком и в узком смыслах». Выявление базовых характеристик общества: динамичности,
системности, самодостаточности, нелинейности, незавершённости и альтернативности развития. Характеристика взаимодействия
общества и природы.
Выявление основных подсистем общества: экономической, социальной, духовной, политической. Характеристика
общественных отношений. Построение понятия «социальный институт». Определение базовых социальных институтов.
Определение понятия «исторический тип общества». Характеристика традиционного общества. Анализ исторических и
современных моделей традиционного общества. Использование знаний истории.
Анализ исторических условий, необходимых для перехода к индустриальному обществу. Характеристика индустриального
общества. Анализ исторических и современных моделей индустриального общества. Использование знаний географии и истории.
Анализ экономических, политических, социальных условий, необходимых для формирования постиндустриального общества.
Характеристика постиндустриального общества. Анализ современных моделей постиндустриального общества.
Определение понятий «прогресс» и «регресс». Классификация видов прогресса. Характеристика критериев общественного
прогресса. Построение понятия «способ общественного развития». Формулирование понятий «революция», «эволюция». Анализ
исторической и современной практики революционного и эволюционного способов развития. Определение понятия «реформа».
Выявление признаков модернизации.
Построение понятия «многообразие современного мира». Характеристики проявления многообразия современного мира.
PAGE \* MERGEFORMAT9

Построение понятия «единство современного мира». Выявление тенденций развития: глобализации, интеграции.
Определение понятия «глобальные проблемы». Характеристика видов глобальных проблем: политических, социальноэкономических, демографических, экологических. Анализ причин и прогнозирование последствий распространения и усугубления
глобальных проблем.
Раздел 3. Общество как мир культуры
Построение понятия «культура». Определение функции культуры. Характеристика видов культуры по различным критериям:
элитарной, народной, массовой; доминирующей, субкультуры, контркультуры. Анализ существующих видов и их распространения в
современном обществе.
Построение понятия «форма культуры». Раскрытие смысла понятия «искусство». Анализ подходов к пониманию Сущности
искусства. Определение видов искусства и характеристика исторической роли искусства. Определение понятия «эстетика».,
Построение понятия «религия как форма культуры». Характеристика видов первобытных религий: анимизма, тотемизма, мифологии,
фетишизма, магии, шаманизма. Выделение особенностей национальных религий. Характеристика национальных религий: иудаизма,
индуизма, синтоизма, конфуцианства, даосизм.
Выделение особенностей мировых религии. Исторические условия зарождения буддизма, иудаизма, христианства
(православие, католицизм, протестантизм (кальвинизм, лютеранство, англиканство)), ислама. Характеристика особенностей
распространения мировых религий в России.
Характеристика понятия «обычай». Определение понятия «традиция». Выявление роли традиций для сохранения культурного
наследия. Формулирование понятия «мораль». Определение понятия «этика».
Построение понятия «познание». Определение структуры познания. Определение абсолютной и относительной истины.
Выявление критериев истины. Определение сути эмпирического способа познания. Определение сути рационального познания.
Выявление различных видов познания: обыденного, научного, художественного, религиозного.
Построение понятия «наука» в современном смысле. Характеристика эмпирических методов: наблюдения, эксперимента.
Характеристика рационалистических методов: анализа, синтеза, дедукции, индукции, обобщения, сравнения, классификации и др.
Определение структуры современного научного знания.
Построение понятия «образование». Характеристика российской системы образования: дошкольное, общее (начальная школа,
средняя школа, старшая школа), профессиональное (начальное, среднее, высшее), послевузовское (аспирантура, Докторантура),
дополнительное образование. Выявление основных тенденций развития современного образования (гуманизация, гуманитаризация,
интеграция и др.).
Раздел 4. Правовое регулирование общественных отношений
PAGE \* MERGEFORMAT9

Современные подходы к пониманию права. Право в системе социальных норм. Источники права. Правоотношения и
правонарушения. Предпосылки правомерного поведения. Гражданин Российской Федерации. Гражданское право. Семейное право.
Правовое регулирование занятости и трудоустройство. Экологическое право. Процессуальные отрасли права. Конституционное
судопроизводство. Международная защита прав человека. Правовые основы антитеррористической политики Российской Федерации.

3.Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
№
темы

Тема

Модуль воспитательной
программы «Школьный урок»

Кол-во часов

10 класс
1
2

Раздел 1. Вводное повторение
Раздел 2. Человек в обществе

Моя история
Угроза терроризма

2
14

3

Раздел 3. Общество как мир культуры

День воинской славы

10

4

Раздел 4. Правовое регулирование общественных отношений
ИТОГО

Великая Победа

25
51

PAGE \* MERGEFORMAT9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Номер
раздел
а

Тема урока
Тема урока, результаты урока
Планируемые результаты

Предметные УУД
1

1

Вводное
повторение

Вспомнить основные
итоги прошлого года
обучения.
Познакомиться с
основным
содержанием курса 9
класса.

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Познавательные: давать Формирование мотивации к
определения понятиям.
изучению обществознания
Коммуникативные:
участвовать
в
обсуждении вопроса о
том, для чего нужно
изучать обществознания

Наметить
перспективу
совершенствования
умений и навыков в
процессе учебной
деятельности.
Определить основные
требования к результаPAGE \* MERGEFORMAT9

там
обучения
и
критерии
успешной
работы учащихся
2-

1.1

Типология
обществ

Научатся:

Познавательные:

Определять элементы и
подсистемы общества;
основные институты
общества; давать
определение понятию
«общество», выделять
его характерные
признаки.

Общеучебные – умеют
структурировать знания;
самостоятельно
выделяют и
формулируют цели;
ориентируются в
учебнике, осуществляют
поиск необходимой
информации.

Понимают значение знаний
для человека и принимают
его. Мотивируют свои
действия, проявляют интерес
к новому учебному
материалу. Оценивают
собственную учебную
деятельность

Получат возможность
научиться:
Логические – дополняют
и расширяют имеющиеся
ориентироваться на
знания и представления
понимание причин
об обществе и
успеха в учебе;
общественных
формулировать
отношениях.
собственную точку
зрения; осуществлять
Коммуникативные:
поиск нужной
информации, выделять Применяют правила
делового сотрудничества;
главное.
сравнивают разные точки
зрения. Вступают в
коллективное
сотрудничество;
участвуют в обсуждении
вопросов; обмениваются
мнениями, слушая друг
PAGE \* MERGEFORMAT9

друга, понимают
позицию партнера, в том
числе и отличную от
своей, согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные:
Принимают учебную
задачу; учитывают
выделенные учителем
ориентиры действия,
умеют оценивать свою
работу на уроке;
анализируют
эмоциональное
состояние, полученной
от
успешной/неуспешной
деятельности на уроке.
3-4

1.2

Общество
как сложная
динамическ
ая система
.

Научатся:

Познавательные:

определять
особенности
социальной системы
общества;
характеризовать
главные социальные
институты и институты
общества.

Общеучебные выявляют особенности и
признаки общества как
системы; устанавливают
причинно-следственные
связи и зависимости
между объектами;

Понимают значение знаний
для человека и принимают
его. Определяют границы
собственного знания и
незнания.

Логические – дополняют
Получат возможность и дополняют, и
научиться:
расширяют имеющиеся
PAGE \* MERGEFORMAT9

анализировать
объекты;
ориентироваться на
понимание причин
успеха в учебе;

знания и представления
об общественной системе
и общественных
институтах; стоят
логические цепочки
рассуждений;
осуществляют поиск
необходимой
информации; приводят
примеры в качестве
доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
Оформляют
диалогические
высказывания, понимают
позицию партнера, в том
числе и отличную от
своей, согласовывают
действия с партнером;
вступают в коллективное
учебное сотрудничество.
Регулятивные:
Принимают учебную
задачу, удерживают цель
деятельности до
получения ее результата;
осуществляют
самостоятельный
контроль своей
PAGE \* MERGEFORMAT9

деятельности.

5

1.3

Природа и
человек

Научатся:

Познавательные:

Определять, что такое
«природа» в узком и
широком смысле слова;
знать и применять
разработанные
человеком способы
защиты природы;
объяснять взаимосвязь
человека, общества и
природы, варианты
вредного воздействия
человека на общество,
последствия
возникающей
дисгармонии между
природой и обществом.

Общеучебные – умеют
структурировать знания;
самостоятельно
выделяют и
формулируют цели;
осуществляют поиск
необходимой
информации для
выполнения учебной
литературы;
формулируют ответы на
вопросы учителя.

Понимают значение знаний
для человека и принимают
его.
Оценивают
деятельность.

собственную

Логические – дополняют
и расширяют имеющиеся
знания и представления о
природе человека.

Получат возможность
Коммуникативные:
научиться:
Обмениваются
Анализировать, делать мнениями, слушая друг
выводы;
давать друга, партнера, в том
нравственную
и числе и отличную от
правовую
оценку своей, согласовывают
конкретных ситуаций; действия с партнером;
осуществлять
поиск вступают в коллективное
дополнительных
учебное сотрудничество.
сведений
в
СМИ;
PAGE \* MERGEFORMAT9

отвечать на вопросы, Регулятивные:
высказывать
собственную
точку Принимают учебную
задачу, планируют
зрения.
промежуточные цели с
учетом конечного
результата; оценивают
качество и уровень
усвоенного
материала.Умеют
оценивать свою работу на
уроке; анализируют
эмоциональное
состояние, полученной от
успешной/неуспешной
деятельности на уроке.

Раздел 2 «Человек» (10 часов)
6-7

2.1

Человек как
духовное
существо

Научатся:
определять, что
такое
мировоззрение,
философия;
характеризовать
проблему
познаваемости
мира.
Получат

Познавательны:
Общеучебные определяют
познавательные цели,
структурируют знания;
моделируют социальные
ситуации;
самостоятельно
выделяют и
формулируют цели;

Понимают
значение
знаний
для
человека
и
принимают его.
Оценивают
собственную
деятельность.

PAGE \* MERGEFORMAT9

возможность
научиться:
допускать
существование
различных точек
зрения,
принимать другое
мнение
и
позицию,
приходить
к
общему
решению,
задавать вопросы;
осуществлять
поиск
нужной
информации,
выделять главное

ориентируются в
учебнике; осуществляют
поиск необходимой
информации для
выполнения задания с
использованием учебной
литературы;
Логические - дополняют
и расширяют имеющиеся
знания и представления о
человеке как духовном
существе.
Регулятивные:
прогнозируют результаты
уровня усвоения
изучаемого материала;
принимают и сохраняют
учебную задачу;
самостоятельно
выделяют и
формулируют цель;
составляют план
последовательности
действий.
Коммуникативные:
принимают другое
мнение и позицию,
допускают
существование
различных точек зрения.
PAGE \* MERGEFORMAT9

8-9

2.2

Деятельност Научатся:
ь – способ
существован определять, что
такое
ия людей.
деятельность; что
такое
потребности; что
такое иерархическая теория
потребностей;
характеризовать
основные черты
деятельности;
определять мотивы деятельности;
раскрывать на
примерах
многообразие
видов
деятельности;
определять
взаимосвязь
деятельности и
сознания.

Познавательные:
общеучебные –выделяют
и формулируют цели;
ориентируются в
учебнике;
осуществляют поиск
необходимой
информации для
выполнения задания с
использованием учебной
литературы;

Понимают
значение
знаний
для
человека
и
принимают его.
Оценивают
собственную
деятельность.

логические - дополняют и
расширяютимеющиеся
знания и представленияо
человеческой
деятельности.
Коммуникативные:
планируют целии
способы взаимодействия;
обмениваются мнениями,
слушают друг друга,
понимают позицию
партнера, в том числе и
отличную от своей,
согласовываютдействия с
партнером.
PAGE \* MERGEFORMAT9

Регулятивные:
удерживают цель
деятельности до
получения ее результата.

1011

2.3

Познание и
знание

Научатся:
определять
проблемы
познаваемости
мира; что такое
наука;
характеризовать
основные
особенности
научного
мышления;
естественные и
социальногуманитарные
науки;
определять, что
представляет
собой знание и
процесс
познания;
объяснять сущность
чувственного и

Познавательные:

Сохраняют
мотивацию к
общеучебные- умеют
учебной
находить нужную
деятельности;
информацию, выделять
проявляют
главное; логическиеинтерес к
дополняют и расширяют новому
имеющиеся знания и
учебному
представления о научном материалу.
познании.
Оценивают
собственную
Коммуникативные:
деятельность.
участвуют в
коллективном
обсуждении проблем;
обмениваются мнениями,
слушают друг друга.
Регулятивные:
удерживают цель
деятельности до
получения ее результата;
осуществляют
самостоятельный
PAGE \* MERGEFORMAT9

1213

2.4

Человек в
системе
социальных
связей

рационального
познания;
анализировать
собственные и
чужие взгляды на
познаваемость
мира; объяснять
противоречия
реальной жизни и
находить
возможный
вариант их
разрешения.

контроль своей
деятельности;
составляютплан
последовательности
действий.

Научатся:
определять связь
свободы и
необходимости;
что такое
самосознание и
самооценка;
характеризовать
основные точки
зрения на
соотношение
биологического и
социального в
человеке;
выделять
основные
признаки понятия

Познавательные:
общеучебные ориентируются в учебнике, словаре;
осуществляют поиск необходимой информации
для выполнения заданий;

Мотивируют
свои действия,
проявляют
интерес к
новому учебному
материалу;

развивают
логические - дополняют
способность к
и расширяют имеющиеся самооценке.
знания и представления
о социализации человека
в обществе.
Коммуникативны
е:оформляют диалогические высказывания,
обмениваются
PAGE \* MERGEFORMAT9

«личность»;
объяснять, в
каких сферах
происходит
социализация
личности;
определять связь
между
самоопределение
м и самореализацией
личности.

1415

2.5

Общество и Получат
человек
возможность
научиться:
принимать и
сохранять
учебную задачу,
планировать свои
действия,
осуществлять
итоговый
пошаговый
контроль;
приходить к
общему решению,
строить понятное
для партнера
высказывание.

мнениями, слушают друг
друга, пони- мают
позицию партнера.
Регулятивные:
планируют решение
учебной задачи,
выстраивают алгоритм
действий; корректируют
деятельность, вносят
изменения в процесс с
учетом возникших
трудностей.

Познавательные:
общеучебные ориентируются в учебнике, словаре;
осуществляют поиск необходимой информации
для выполнения заданий;

Понимают
значение
знаний
для
человека
и
принимают его.

логические - дополняют и
расширяют имеющиеся
знания и представления о
социализации человека в
обществе.
Регулятивные:
удерживают цель деятельности до получения
ее
результата;
PAGE \* MERGEFORMAT9

осуществляют
самостоятельный
контроль
своей
деятельности; учитывают
выделенные
учителем
ориентиры действия.

Раздел 3 «Духовная культура» (8 часов)
1617

3.1

Культура и
духовная
жизнь
общества

Научатся:
определять, что
такое массовая,
народная и
элитарная
культура; что
такое этикет, его
происхождение и
правила; формы и
разновидности
культур,
элементы
культуры,
проблемы
сохранения
культурного
наследия;
анализировать
особенности
культурных
ценностей и
объяснять

Познавательные:
общеучебные- умеют
находить нужную
информацию, выделять
главное; логическиедополняют и расширяют
имеющиеся знания и
представления о
культурных и духовных
ценностях.
Коммуникативны
е:участвуют в коллективном обсуждении
документальных
источников; оформляют
диалогические
высказывания,
обмениваются мнениями,
слушают друг друга,
понимают позицию

Мотивируют
свои действия,
проявляют
интерес к
новому
учебному
материалу;

Выборочное
оценивание

развивают
способность

2.
Формы
и
разновидности
культуры:
народная,
массовая,
элитарная.

к самооценке.

Тест
1.Традиции и
новаторство в
культуре.

3.Диалог
культур.
Проблемы
современной
отечественной
культуры.
PAGE \* MERGEFORMAT9

сущность
культурного
наследия.

партнера.

Получат
возможность
научиться:
допускать
существование
различных точек
зрения, принимать
другое мнение и
позицию,
приходить к
общему решению;
задавать вопросы;
осуществлять
поиск нужной
информации,
выделять
главное.

планируют решение

Регулятивные:

учебной задачи,
выстраивают алгоритм
действий; корректируют
деятельность,
вносят изменения в
процесс с учетом
возникших трудностей.

4.Происхожде
ние
слова
«культура» и
его значение.
5.Материальна
я
и
нематериальна
я культура, ее
состав
и
структура.
6.Элементы
культуры
и
культурный
комплекс.
7.Этикет, его
происхождени
е и правила.
8.Культурное
наследие
и
культурные
универсалии.
Роль
культурного
наследия
в
сохранении и
развитии
культуры.
Культурное
наследие

в
PAGE \* MERGEFORMAT9

России,
проблемы его
сохранения
1819

3.2

Наука.
Научатся:
Образование определять, что
.
такое наука,
каковы ее
функции в
обществе, какие
существуют
учреждения
науки; что
представляет
собой высшая
школа, какие
виды высших
учебных
заведений есть в
РФ; осознанно
выбирать вуз для
продолжения
обучения;
разъяснять
эволюцию
системы образования с
древнейших
времен до наших
дней; разъяснять
особенности
правового статуса

Познавательные:
общеучебные осуществляют поиск
информации,
необходимой для выполнения заданий;

Мотивируют
свои действия,
проявляют
интерес к
новому учебному
материалу;

логические - дополняют
и расширяют имеющиеся развивают
знания и представления
способность
о науке и образовании,
к самооценке.
имеющиеся знания и
представления о науке и
образовании.
Коммуникативные:
обмениваются
мнениями, слушают друг
друга, понимают
позицию партнера, в том
числе и отличную от
своей, согласовывают
действия с партнером;
вступают в коллективное
учебное сотрудничество.
Регулятивные:
планируют
промежуточные цели с
учетом конечного

Выборочное
оценивание
Тест
1.Роль науки в
современном
обществе.
2.Сочетание
научной
и
педагогической
функций
в
университете.
Научноисследователь
ские
и
академические
институты.
Классификация
наук.
3.Школа
как
способ
приобщения к
основам науки.
Структура,
функции,
история
и
формы
PAGE \* MERGEFORMAT9

ученика современной
школы.
Получат
возможность
научиться:
анализировать,
делать выводы;
давать
нравственную и
правовую оценку
конкретных
ситуаций;
осуществлять
поиск
дополнительных
сведений в СМИ;
отвечать на
вопросы,
высказывать
собственную
точку зрения.

результата; оценивают
качество и уровень
усвоенного материала.

высшего
образования.
Зарождение и
развитие
университетов
.
4.Основная
задача
и
исторические
формы
образования.
Приемы
обучения,
предметы
и
формы
усвоения
знаний
школьниками.
5.Государстве
нное и частное
образование,
школьное
и
домашнее.
Общее
образование и
специальное
образование.
Школа
особый
учебно-

как
тип
PAGE \* MERGEFORMAT9

воспитательно
го учреждения.
Правовые
основы
школьного
образования.
2021

3.3

Мораль.
Религия.

Научатся:
определять роль
морали в жизни
человека и
общества; становление
нравственного в
человеке; что
такое религия, ее
значение в жизни
общества;
особенности и
многообразие
мировых
религий.
Получат
возможность
научиться:
ориентироваться
на понимание
причин успеха в
учебе;
формулировать
собственную
точку зрения;

Познавательные:

Развивают
способность к
общеучебные самооценке,
воспроизводят по памяти оценивают
собственную
информацию,
учебную
необходимую для
решения учебной задачи; деятельность.
логические - дополняют и
расширяют имеющиеся
знания и представления
о моральных нормах и
мировых религиях.
Коммуникативные:
принимают другое
мнение и позицию,
допускают
существование
различных точек зрения.
Регулятивные:
учитывают выделенные
учителем ориентиры

Выборочное
оценивание
Тест
1.Категории
морали.
Становление
нравственного
в
человеке.
Этика
ненасилия.
2.Особенности
религии
и
религиозного
мышления.
Многообразие
религий.
Мировые
религии:
буддизм,
христианство,
ислам.
3.Роль религий
в современном
PAGE \* MERGEFORMAT9

осуществлять
поиск нужной
информации,
выделять главное.

действия, принимают и
сохраняют учебную
задачу; самостоятельно
выделяют и
формулируют

мире.
Различные
определения
религии,
ее
значение и роль
в
обществе.
Тотемизм,
фетишизм
и
анимизм. Вера
и
верование.
Миф
и
мифология.

цель; составляют план
последовательности
действий своей работы.

4. Культ и
символ
как
важные
элементы
религии.
Религиозные
обряды и типы
жертвоприно
шений. Культ
предков
и
традиция
уважения
родителей.
Вероучение в
мировых
религиях.
2223

3.4

Искусство и
духовная
жизнь

Научатся:
определять, что
такое искусство и

Познавательные:
общеучебные - умеют

Сохраняют
мотивацию к
учебной

Выборочное
оценивание
PAGE \* MERGEFORMAT9

как оно
соотносится с
художественной
культурой;
объяснять, кто
является
субъектом
художественной
культуры;
анализировать
произведение
искусства,
определяя
ценности,
которыми оно
обладает.
Получат
возможность
научиться:
анализировать,
делать выводы;
давать
нравственную и
правовую оценку
конкретных
ситуаций;
осуществлять
поиск
дополнительных
сведений в СМИ;
отвечать на

структурировать знания;

деятельности
проявляют инлогические - дополняют и терес к новому
расширяют имеющиеся
учебному
знания и представления
материалу
об искусстве и духовной
жизни.
Коммуникативные:
определяют
последовательность
своих действий;
принимают другое
мнение и позицию;
допускают
существование
различных точек
зрения.
Регулятивные:
прогнозируют результаты
уровня усвоения
изучаемого материала, принимают и
сохраняют учебную
задачу.

Тест
Различные
трактовки
искусства.
2. Структура и
состав
изобразительн
ого искусства.
3. Субъекты
художественн
ой культуры и
деятели
искусства.
4. Инфраструк
тура
художественн
ой культуры.
Критерии
произведений
искусства.
5. Изящные
искусства, их
история и
развитие.
«Свободные
искусства».
1.

PAGE \* MERGEFORMAT9

вопросы,
высказывать
собственную
точку зрения.

PAGE \* MERGEFORMAT9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».