Планируемые результаты изучения учебного предмета. Личностные результаты Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству): - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; - признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; PAGE \* MERGEFORMAT9 - - - - - - интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми: нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; PAGE \* MERGEFORMAT9 - потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные УУД Выпускник научится: - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; PAGE \* MERGEFORMAT9 - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Выпускник научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. - Предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС СОО сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. PAGE \* MERGEFORMAT9 Предметные результаты в соответствии с примерной ООП СОО Выпускник на базовом уровне научится: При изучении раздела «Человек. Человек в системе общественных отношений» - Выделять черты социальной сущности человека; - определять роль духовных ценностей в обществе; - распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; - различать виды искусства; - соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; - выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; - выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; - раскрывать связь между мышлением и деятельностью; - различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; - выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; - анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; - различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; - выявлять особенности научного познания; - различать абсолютную и относительную истины; - иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; - выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; - выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека. При изучении раздела «Общество как сложная динамическая система» PAGE \* MERGEFORMAT9 - Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. При изучении раздела «Правовое регулирование общественных отношений» - Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; - выделять основные элементы системы права; - выстраивать иерархию нормативных актов; - выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; - различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; - обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; - аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; - раскрывать содержание гражданских правоотношений; - применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; - различать организационно-правовые формы предприятий; - характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; - давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; - находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования; - характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; PAGE \* MERGEFORMAT9 - иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека. 2.Содержание программы учебного курса обществознания для 10 класса Раздел 1. Вводное повторение. Административные правонарушения. Уголовно-правовые отношения. Международная - правовая защита жертв вооруженных конфликтов Раздел 2. Человек в обществе Построение понятия «общество в широком и в узком смыслах». Выявление базовых характеристик общества: динамичности, системности, самодостаточности, нелинейности, незавершённости и альтернативности развития. Характеристика взаимодействия общества и природы. Выявление основных подсистем общества: экономической, социальной, духовной, политической. Характеристика общественных отношений. Построение понятия «социальный институт». Определение базовых социальных институтов. Определение понятия «исторический тип общества». Характеристика традиционного общества. Анализ исторических и современных моделей традиционного общества. Использование знаний истории. Анализ исторических условий, необходимых для перехода к индустриальному обществу. Характеристика индустриального общества. Анализ исторических и современных моделей индустриального общества. Использование знаний географии и истории. Анализ экономических, политических, социальных условий, необходимых для формирования постиндустриального общества. Характеристика постиндустриального общества. Анализ современных моделей постиндустриального общества. Определение понятий «прогресс» и «регресс». Классификация видов прогресса. Характеристика критериев общественного прогресса. Построение понятия «способ общественного развития». Формулирование понятий «революция», «эволюция». Анализ исторической и современной практики революционного и эволюционного способов развития. Определение понятия «реформа». Выявление признаков модернизации. Построение понятия «многообразие современного мира». Характеристики проявления многообразия современного мира. PAGE \* MERGEFORMAT9 Построение понятия «единство современного мира». Выявление тенденций развития: глобализации, интеграции. Определение понятия «глобальные проблемы». Характеристика видов глобальных проблем: политических, социальноэкономических, демографических, экологических. Анализ причин и прогнозирование последствий распространения и усугубления глобальных проблем. Раздел 3. Общество как мир культуры Построение понятия «культура». Определение функции культуры. Характеристика видов культуры по различным критериям: элитарной, народной, массовой; доминирующей, субкультуры, контркультуры. Анализ существующих видов и их распространения в современном обществе. Построение понятия «форма культуры». Раскрытие смысла понятия «искусство». Анализ подходов к пониманию Сущности искусства. Определение видов искусства и характеристика исторической роли искусства. Определение понятия «эстетика»., Построение понятия «религия как форма культуры». Характеристика видов первобытных религий: анимизма, тотемизма, мифологии, фетишизма, магии, шаманизма. Выделение особенностей национальных религий. Характеристика национальных религий: иудаизма, индуизма, синтоизма, конфуцианства, даосизм. Выделение особенностей мировых религии. Исторические условия зарождения буддизма, иудаизма, христианства (православие, католицизм, протестантизм (кальвинизм, лютеранство, англиканство)), ислама. Характеристика особенностей распространения мировых религий в России. Характеристика понятия «обычай». Определение понятия «традиция». Выявление роли традиций для сохранения культурного наследия. Формулирование понятия «мораль». Определение понятия «этика». Построение понятия «познание». Определение структуры познания. Определение абсолютной и относительной истины. Выявление критериев истины. Определение сути эмпирического способа познания. Определение сути рационального познания. Выявление различных видов познания: обыденного, научного, художественного, религиозного. Построение понятия «наука» в современном смысле. Характеристика эмпирических методов: наблюдения, эксперимента. Характеристика рационалистических методов: анализа, синтеза, дедукции, индукции, обобщения, сравнения, классификации и др. Определение структуры современного научного знания. Построение понятия «образование». Характеристика российской системы образования: дошкольное, общее (начальная школа, средняя школа, старшая школа), профессиональное (начальное, среднее, высшее), послевузовское (аспирантура, Докторантура), дополнительное образование. Выявление основных тенденций развития современного образования (гуманизация, гуманитаризация, интеграция и др.). Раздел 4. Правовое регулирование общественных отношений PAGE \* MERGEFORMAT9 Современные подходы к пониманию права. Право в системе социальных норм. Источники права. Правоотношения и правонарушения. Предпосылки правомерного поведения. Гражданин Российской Федерации. Гражданское право. Семейное право. Правовое регулирование занятости и трудоустройство. Экологическое право. Процессуальные отрасли права. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Правовые основы антитеррористической политики Российской Федерации. 3.Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы № темы Тема Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Кол-во часов 10 класс 1 2 Раздел 1. Вводное повторение Раздел 2. Человек в обществе Моя история Угроза терроризма 2 14 3 Раздел 3. Общество как мир культуры День воинской славы 10 4 Раздел 4. Правовое регулирование общественных отношений ИТОГО Великая Победа 25 51 PAGE \* MERGEFORMAT9 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Номер раздел а Тема урока Тема урока, результаты урока Планируемые результаты Предметные УУД 1 1 Вводное повторение Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Метапредметные УУД Личностные УУД Познавательные: давать Формирование мотивации к определения понятиям. изучению обществознания Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результаPAGE \* MERGEFORMAT9 там обучения и критерии успешной работы учащихся 2- 1.1 Типология обществ Научатся: Познавательные: Определять элементы и подсистемы общества; основные институты общества; давать определение понятию «общество», выделять его характерные признаки. Общеучебные – умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации. Понимают значение знаний для человека и принимают его. Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу. Оценивают собственную учебную деятельность Получат возможность научиться: Логические – дополняют и расширяют имеющиеся ориентироваться на знания и представления понимание причин об обществе и успеха в учебе; общественных формулировать отношениях. собственную точку зрения; осуществлять Коммуникативные: поиск нужной информации, выделять Применяют правила делового сотрудничества; главное. сравнивают разные точки зрения. Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушая друг PAGE \* MERGEFORMAT9 друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: Принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке. 3-4 1.2 Общество как сложная динамическ ая система . Научатся: Познавательные: определять особенности социальной системы общества; характеризовать главные социальные институты и институты общества. Общеучебные выявляют особенности и признаки общества как системы; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; Понимают значение знаний для человека и принимают его. Определяют границы собственного знания и незнания. Логические – дополняют Получат возможность и дополняют, и научиться: расширяют имеющиеся PAGE \* MERGEFORMAT9 анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; знания и представления об общественной системе и общественных институтах; стоят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: Оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: Принимают учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей PAGE \* MERGEFORMAT9 деятельности. 5 1.3 Природа и человек Научатся: Познавательные: Определять, что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты природы; объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом. Общеучебные – умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной литературы; формулируют ответы на вопросы учителя. Понимают значение знаний для человека и принимают его. Оценивают деятельность. собственную Логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о природе человека. Получат возможность Коммуникативные: научиться: Обмениваются Анализировать, делать мнениями, слушая друг выводы; давать друга, партнера, в том нравственную и числе и отличную от правовую оценку своей, согласовывают конкретных ситуаций; действия с партнером; осуществлять поиск вступают в коллективное дополнительных учебное сотрудничество. сведений в СМИ; PAGE \* MERGEFORMAT9 отвечать на вопросы, Регулятивные: высказывать собственную точку Принимают учебную задачу, планируют зрения. промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала.Умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке. Раздел 2 «Человек» (10 часов) 6-7 2.1 Человек как духовное существо Научатся: определять, что такое мировоззрение, философия; характеризовать проблему познаваемости мира. Получат Познавательны: Общеучебные определяют познавательные цели, структурируют знания; моделируют социальные ситуации; самостоятельно выделяют и формулируют цели; Понимают значение знаний для человека и принимают его. Оценивают собственную деятельность. PAGE \* MERGEFORMAT9 возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; Логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеке как духовном существе. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. PAGE \* MERGEFORMAT9 8-9 2.2 Деятельност Научатся: ь – способ существован определять, что такое ия людей. деятельность; что такое потребности; что такое иерархическая теория потребностей; характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания. Познавательные: общеучебные –выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; Понимают значение знаний для человека и принимают его. Оценивают собственную деятельность. логические - дополняют и расширяютимеющиеся знания и представленияо человеческой деятельности. Коммуникативные: планируют целии способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовываютдействия с партнером. PAGE \* MERGEFORMAT9 Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата. 1011 2.3 Познание и знание Научатся: определять проблемы познаваемости мира; что такое наука; характеризовать основные особенности научного мышления; естественные и социальногуманитарные науки; определять, что представляет собой знание и процесс познания; объяснять сущность чувственного и Познавательные: Сохраняют мотивацию к общеучебные- умеют учебной находить нужную деятельности; информацию, выделять проявляют главное; логическиеинтерес к дополняют и расширяют новому имеющиеся знания и учебному представления о научном материалу. познании. Оценивают собственную Коммуникативные: деятельность. участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный PAGE \* MERGEFORMAT9 1213 2.4 Человек в системе социальных связей рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения. контроль своей деятельности; составляютплан последовательности действий. Научатся: определять связь свободы и необходимости; что такое самосознание и самооценка; характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; выделять основные признаки понятия Познавательные: общеучебные ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; развивают логические - дополняют способность к и расширяют имеющиеся самооценке. знания и представления о социализации человека в обществе. Коммуникативны е:оформляют диалогические высказывания, обмениваются PAGE \* MERGEFORMAT9 «личность»; объяснять, в каких сферах происходит социализация личности; определять связь между самоопределение м и самореализацией личности. 1415 2.5 Общество и Получат человек возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание. мнениями, слушают друг друга, пони- мают позицию партнера. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Познавательные: общеучебные ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; Понимают значение знаний для человека и принимают его. логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социализации человека в обществе. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; PAGE \* MERGEFORMAT9 осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Раздел 3 «Духовная культура» (8 часов) 1617 3.1 Культура и духовная жизнь общества Научатся: определять, что такое массовая, народная и элитарная культура; что такое этикет, его происхождение и правила; формы и разновидности культур, элементы культуры, проблемы сохранения культурного наследия; анализировать особенности культурных ценностей и объяснять Познавательные: общеучебные- умеют находить нужную информацию, выделять главное; логическиедополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о культурных и духовных ценностях. Коммуникативны е:участвуют в коллективном обсуждении документальных источников; оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; Выборочное оценивание развивают способность 2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. к самооценке. Тест 1.Традиции и новаторство в культуре. 3.Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. PAGE \* MERGEFORMAT9 сущность культурного наследия. партнера. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. планируют решение Регулятивные: учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. 4.Происхожде ние слова «культура» и его значение. 5.Материальна я и нематериальна я культура, ее состав и структура. 6.Элементы культуры и культурный комплекс. 7.Этикет, его происхождени е и правила. 8.Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в PAGE \* MERGEFORMAT9 России, проблемы его сохранения 1819 3.2 Наука. Научатся: Образование определять, что . такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ; осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса Познавательные: общеучебные осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; логические - дополняют и расширяют имеющиеся развивают знания и представления способность о науке и образовании, к самооценке. имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного Выборочное оценивание Тест 1.Роль науки в современном обществе. 2.Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научноисследователь ские и академические институты. Классификация наук. 3.Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы PAGE \* MERGEFORMAT9 ученика современной школы. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала. высшего образования. Зарождение и развитие университетов . 4.Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. 5.Государстве нное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа особый учебно- как тип PAGE \* MERGEFORMAT9 воспитательно го учреждения. Правовые основы школьного образования. 2021 3.3 Мораль. Религия. Научатся: определять роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие мировых религий. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; Познавательные: Развивают способность к общеучебные самооценке, воспроизводят по памяти оценивают собственную информацию, учебную необходимую для решения учебной задачи; деятельность. логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о моральных нормах и мировых религиях. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры Выборочное оценивание Тест 1.Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. 2.Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. 3.Роль религий в современном PAGE \* MERGEFORMAT9 осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. действия, принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют мире. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. цель; составляют план последовательности действий своей работы. 4. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприно шений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. 2223 3.4 Искусство и духовная жизнь Научатся: определять, что такое искусство и Познавательные: общеучебные - умеют Сохраняют мотивацию к учебной Выборочное оценивание PAGE \* MERGEFORMAT9 как оно соотносится с художественной культурой; объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на структурировать знания; деятельности проявляют инлогические - дополняют и терес к новому расширяют имеющиеся учебному знания и представления материалу об искусстве и духовной жизни. Коммуникативные: определяют последовательность своих действий; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. Тест Различные трактовки искусства. 2. Структура и состав изобразительн ого искусства. 3. Субъекты художественн ой культуры и деятели искусства. 4. Инфраструк тура художественн ой культуры. Критерии произведений искусства. 5. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». 1. PAGE \* MERGEFORMAT9 вопросы, высказывать собственную точку зрения. PAGE \* MERGEFORMAT9