история 10

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе
или социальной организации;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

1

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта
экологонаправленной деятельности;
в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
2

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить
на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за
ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
3

Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и
трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и
национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении
политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и
значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к
месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;
4

анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории XX века;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из
разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;
владеть элементами проектной деятельности.

5

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
10 класс
ИСТОРИЯ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Введение. Новейшая история как историческая эпоха
Период завершения индустриального общества и начало формирования постиндустриального информационного общества.
Модернизация. Проблема сочетания модернизации и сохранения традиций. Способы решения исторических задач. Движущие силы истории.
Главные научные концепции исторического развития в Новейшее время1.
Глава I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Тема 1. Мир накануне Первой мировой войны
Мир в начале ХХ в.–предпосылки глобальных конфликтов. Вторая промышленно-технологическая революция как основа перемен.
Индустриальное общество: главные векторы исторического развития, лидеры и догоняющие, особенности модернизации. Усиление
регулирующей роли государства в экономике и социальный реформизм. Быт и образ жизни в индустриальную эпоху начала массового
промышленного производства.
Формирование единого мирового хозяйства. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными державами.
Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического
потенциала.
Демократизация политической жизни. Партии и главные линии политической борьбы. Основные политические идеологии:
консерватизм, либерализм, социализм, анархизм. Либералы у власти. Эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма.
Появление леворадикального крыла в социал- демократии. Подъём рабочего движения и создание профсоюзов. Анархизм. Рост
националистических настроений.
Тема 2. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны
Суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале ХХ
в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий. Раскол великих держав на два противоборствующих блока:
Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений. Локальные конфликты как предвестники «Великой
войны».
Тема 3. Первая мировая война. 1914–1918 гг.
Июльский (1914) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну
Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели и планы участников. Характер войны. Основные
фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и
поражение под Танненбергом. Наступление российских войск в Галиции. Война на море. Морское сражение при Гельголанде.
Позиционная война. Новые методы ведения войны. Борьба на истощение. Дипломатия в ходе войны. Изменение состава участников двух
противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Война в Месопотамии, Африке и Азии. Битва при Вердене. Сражение на
1 Здесь и далее в разделе «Содержание учебного предмета «История. Всеобщая история. Новейшая история» в 10 и 11 классах» курсивом выделен материал, который
учащиеся изучают самостоятельно.

6

Сомме. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну
США. Великая российская революция 1917 г. и выход Советской России из войны. 14 пунктов В. Вильсона. Бои на Западном фронте. Война
в Азии. Капитуляция государств Четверного союза. Сражение под Амьеном. Капитуляция государств Четверного союза. Участие колоний в
европейской войне. Новые практики политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид. Человек и общество в условиях
войны. Итоги войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений. Политические и морально- психологические
последствия войны.
Глава II. Межвоенный период (1918–1939)
Тема 4. Последствия войны: революции и распад империй
Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. «Восстание масс» – вовлечение широких масс
в политику и общественную жизнь. Изменения в расстановке политических сил. Рост влияния социал-демократов, вставших на путь реформ.
Образование представителями леворадикального крыла в социал-демократии коммунистических партий. Создание Коммунистического
Интернационала (Коминтерна) в 1919 г. и его роль в мировой политике. Активизация праворадикальных сил – образование и расширение
влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой
войны. Международная роль Великой российской революции 1917 г. Ноябрьская революция в Германии 1918г. Австрийская революция.
Венгерская революция. Венгерская советская республика 1919 г. Образование Чехословакии и Югославии. Распад Российской империи.
Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке.
Революция в Турции 1918–1923 гг. и кемализм.
Тема 5. Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920е гг.
Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция 1919 г.: надежды и планы участников. Программа «14
пунктов» В. Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея
Лиги Наций как гаранта сохранения мира. Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. Оформление Версальско-Вашингтонской системы
послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Неустойчивость новой системы
международных отношений.
Развитие международных отношений в 1920-е гг. Генуэзская конференция 1922 г. Советско-германское соглашение в Рапалло 1922 г.
Начало признания Советской России. Планы Дауэса и Юнга. Эра пацифизма в 1920 -е гг. Формирование новых военно-политических блоков
– Малая Антанта, Балканская и Балтийская Антанты. Локарнские договоры 1925 г. Пацифистское движение. Пакт Бриана-Келлога 1928 г.
об отказе от войны.
Тема 6. Страны Запада в 1920-е гг. США, Великобритания, Франция, Германия
Противоречия послевоенной стабилизации. Экономический бум (эра «просперити»), торжество консерватизма и охранительная
реакция на «красную угрозу» в США. Перемещение экономического центра капиталистического мира в Соединенные Штаты. Эпоха зрелого
индустриального общества. Кумиры и символы 1920-х гг. Контрасты богатства и бедности.
Политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. Коалиционные правительства в Великобритании,
участие лейбористской (рабочей) партии в управлении страной. Всеобщая забастовка рабочих в Великобритании в 1926 г. «Национальный
блок» и «Картель левых» во Франции.
Б.. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание
7

фашистского режима. Кризис Матеотти. Фашистский режим в Италии. Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания.
Кризис Веймарской республики в Германии: «Капповский путч» 1920 г. восстание коммунистов в Гамбурге 1923 г., фашистский
«пивной путч» в Мюнхене 1923 г.
Тема 7. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода
Причины экономического кризиса 1929–1933 гг. и его масштабы. Человек и общество в условиях «Великой депрессии». Социальнополитические последствия мирового экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два
альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель – обеспечение прав
граждан, социальные реформы и государственное регулирование. Кейнсианство как идеология и практика государственного регулирования
экономики: массовому производству должно соответствовать массовое потребление (спрос).
Тоталитарные и авторитарные режимы – свертывание демократии, государственный контроль, использование насилия и внешняя
экспансия. Типы политических режимов, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 1920–1930е гг. Тоталитарные экономики.
Общественно-политическое развитие стран Латинской Америки.
Тема 8. Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф.Д. Рузвельта.
Великобритания: «национальное правительство»
Основные экономические и социальные реформы «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта: закон о восстановлении промышленности, закон о
регулировании сельского хозяйства, Закон Вагнера о трудовых отношениях, закон о социальном страховании и др. Начало социальноориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «Нового курса». Реакция
американского общества на «Новый курс» и отношение к Ф.Д. Рузвельту как к государственному деятелю. Внешняя политика США в
1930-е гг. Особенности экономического кризиса 1929–1933 г. в Великобритании. Политика социального маневрирования, формирования
коалиционных правительств и поиска национального согласия в Великобритании в 1930-е гг.
Тема 9. Нарастание агрессии в мире. Установление нацисткой диктатуры в Германии.
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового
кризиса. Нацистская партия на пути к власти.
Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной
диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933–1939). Поджег Рейхстага и принятие чрезвычайного
законодательства. Роспуск партий, профсоюзов, закон о единстве партии и государства 1933 г. «Ночь длинных ножей». «Хрустальная ночь».
Нюренбергские законы. Роль нацистской партии и фашистского корпоративного государства в экономической, общественно-политической и
культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма как террористической тоталитарной
нацистской диктатуры. Немецкое общество в эпоху Третьего рейха. Внешняя политика Германии в 1930-е гг.
Тема 10. Борьба с фашизмом. «Народный фронт» во Франции и Испании.
Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму
Политическая неустойчивость во Франции в годы мирового экономического кризиса в начале 1930-х гг. Фашистский путч 1934 г.
Формирование единого антифашистского фронта. VII Конгресс Коминтерна о Едином фронте в борьбе с фашизмом. Победа на выборах
коалиции «Народного фронта» (социалистов, коммунистов, либералов) во Франции в 1936 г. Политика «Народного фронта» в 1936–1939
8

гг.: запрет военизированных фашистских организаций и прогрессивное социальное законодательство. Снятие угрозы фашизма и
обеспечение социальной стабильности.
Революция 1931 г. в Испании и свержение монархии. Раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые
противоречия среди левых сил. Победа «Народного фронта» в Испании в 1936 г. Мятеж Франко и начало Гражданской войны (1936–1939).
Поддержка мятежников фашисткой Италией и нацисткой Германией Социальные преобразования в Испании. Политика «невмешательства»
западных держав. Испанская республика и советский опыт. Интернациональные бригады добровольцев. Советская помощь Испании.
Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской республики. Франкизм.
Установление авторитарного режима Э. Дольфуса в Австрии в 1934 г. Австрофашизм.
Тема 11. Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора
Конец эры пацифизма и крах Версальско- Вашингтонской системы. Односторонний пересмотр Версальского договора нацисткой
Германией в 193З–1936 гг. Оккупация Рейнской зоны. Несостоятельность Лиги Наций. Политика «умиротворения» агрессоров со стороны
ведущих стран Европы и нейтралитет США. Создание оси Берлин – Рим – Токио (1937). Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенский
сговор (1938) и присоединение Судетской области Чехословакии к Германии. Ликвидация независимости чехословацкого государства.
Агрессивные действия Италии и Японии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские конфликты.
Провал идеи коллективной безопасности в Европе. Англо-франко-советские переговоры весной-летом 1939 г. Советско-германские
договоры (1939), секретные соглашения к ним и их последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР.
Тема 12. Восток в первой половине XX в.
Положение в странах Востока в первой половине ХХ в. Проблема модернизации и сохранения традиций. Своеобразие японской
модернизации. «Японский дух, европейское знание». Курс Японии на внешнюю экспансию (пять войн в течение полувека). Реформы и
революции в Китае в первой половине ХХ в. Китай после Синьхайской революции. Национальная революция 1925–1927 гг. «Северный
поход» Чан Кайши и объединение Китая. Реформы Чан Кайши – капиталистическая модернизация и восстановление роли конфуцианства.
Гражданская война Чан Кайши с коммунистами в 1928–1937 гг. Советское движение и причины его поражения («Великий поход»
коммунистов). Агрессия Японии в Северном Китае. Японо- китайская война 1937–1945 гг.
Колониальные порядки и развитие демократического самоуправления в Индии. Индийский национальный конгресс. М. Ганди и его
учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их роль в ликвидации колониального режима.
Тема 13. Развитие культуры в первой трети XX в.
Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм, реализм. Психоанализ. Потерянное
поколение. Ведущие деятели культуры первой трети XX в. Тоталитаризм и культура. Массовая культура. Олимпийское движение.
Глава III. Вторая мировая война
Тема 14. Вторая мировая война. 1939–1945 гг.
Причины и характер Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Периодизация, фронты, участники.
Начало войны. Вторжение гитлеровских войск в Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Позиция нейтральных государств. Разгром
Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец
независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР.
Советско-финляндская война и ее международные последствия. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой.
9

Захват гитлеровской Германией Дании и Норвегии. «Линия Мажино». Поражение Франции в июне 1940 г. Битва за Британию и
захват Балкан. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики нацистской Германии.
Рост советско-германских противоречий. Планы Германии в отношении СССР. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г.
Великая Отечественная война – составная часть Второй мировой войны. Восточный фронт – главный фронт в победе над фашизмом.
Провал молниеносной войны на советско-германском фронте. Начало контрнаступления под Москвой в декабре 1941 г. Первое поражение
гитлеровской Германии во Второй мировой войне.
Начало войны на Тихом океане. Нападение Японии на США и его причины. Перл-Харбор. Захват Японией Юго-Восточной Азии и
островов Тихого океана. Бой у о. Мидуэй в июне 1942. Война в Северной Африке.
Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Атлантическая хартия. Ленд-лиз.
Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Сталинградская Битва. Курская битва. Переход летом 1943 г. стратегической
инициативы в войне к Красной Армии.
Перелом в войне на Тихом океане в 1943 г. Военный действия в Северной Африке. Битва при Эль-Аламейне в октябре-ноябре 1942 г.
Освобождение от германо-итальянских войск Северной Африки летом 1943. Высадка англо-американских войск в Сицилии. Свержение
режима Муссолини в сентябре 1943 г.
Тегеранская конференция «большой тройки» 28 ноября – 1 декабря1943 г. Вопрос об открытии Второго фронта во Франции.
Возвращение Китая в число великих держав. Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.
Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. План «Ост». Нацистский «новый порядок» на оккупированных территориях.
Геноцид. Холокост. Концентрационные лагеря. Вывоз населения для принудительных работ. Насильственное переселение. Массовое
уничтожение военнопленных и гражданских лиц. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Освободительные армии в Греции и
Югославии. Партизанская война в Югославии.
Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах
Завершающий период Второй мировой войны. Фронтальное наступление Красной Армии в 1944 г. Операция «Багратион». Начало
освобождения Европы. Открытие Второго фронта во Франции 6 июня 1944 г. Кризис нацистского режима, заговор и покушение на Гитлера
20 июля 1944 г. Выход из войны бывших союзников Германии – Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве,
Словакии.
Провал контрнаступления немецко-фашистских войск в Арденнах в январе 1945 г. Висло-Одерская операция Красной Армии в
январе-феврале 1945 г. Освобождение Польши. Крымская (Ялтинская) конференция трех держав 4-11 февраля 1945 г. Берлинская операция
Красной Армии в апреле – мае 1945 г. и взятие Берлина. Безоговорочная капитуляция Германии 8 мая 1945 г. Решающая роль СССР в
освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Берлинская (Потсдамская) конференция трех
держав 17 июля–2 августа 1945 г.
Наступление союзников против Японии. Разгром японского флота у о. Лейте в октябре 1944 г. Атомные бомбардировки Хиросимы и
Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. Вступление СССР в войну против Японии 8 августа 1945 г. и разгром Квантунской армии. Капитуляция
Японии 2 сентября 1945 г. Окончание Второй мировой войны. Жертвы. Потери. Цена Победы для человечества. Решающий вклад СССР в
победу. Итоги войны.
Тема 15. Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование
10

Главный итог Второй мировой войны – разгром нацистской Германии, фашистской Италии и империалистической Японии.
Решающая роль СССР в Победе над фашизмом. Последствия Второй мировой войны. Введение в практику понятия преступления против
человечности. Мирное урегулирование. Оккупация, демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация Германии.
Договоры с союзниками Германии. Распад Антигитлеровской коалиции. Сан-Францисская конференция и проблема мирного договора с
Японией. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками Германии. Суды над коллаборационистами в
Европе. Токийский процесс над главными японскими военными преступниками.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Раздел I. Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921 гг.
Тема 1. Россия в Первой мировой войне
Введение. Мир и Россия накануне Первой мировой войны.
Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском
и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов.
Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен.
Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и
общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов.
Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных
организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и развёрстки в деревне.
Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического
подъёма к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и
десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане.
Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание
роли армии в жизни общества.
Крым в годы Первой мировой войны. Участие Черноморского флота в войне. А.В. Колчак. Влияние войны на положение в Крыму.
Крым накануне Великой русской революции. Развитие культуры. Наука и образование. Литература и искусство. Архитектура.
«Киммерийская школа». М.А. Волошин, К.Ф. Богаевский, А.А. Спендиаров.
Тема 2. Великая российская революция 1917 г.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения
экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы.
Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции.
Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской
империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория.
Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его
декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В. И. Лениным. Июльский кризис
и конец «двоевластия». Православная Церковь. Всероссийский Поместный Собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова
11

против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю):
свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства
большевиков и левых эсеров. В. И. Ленин как политический деятель.
Тема 3. Первые революционные преобразования большевиков.
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и
экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств
Российской империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землёй. Отделение церкви от
государства и школы от церкви.
Тема 4. Созыв и разгон Учредительного собрания
Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование «многовластия» на местах.
ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и
территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.
Тема 5. Гражданская война и ее последствия
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 гг.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь,
Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам.
Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная
катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра
антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В.
Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской
войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразвёрстка, принудительная
трудовая повинность, сокращение роли денежных расчётов и административное распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка
плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый»
и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов.
Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война.
Поражение армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация
прав народов России и её значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в
конце 1921–1922 гг.
Крым в годы революции и Гражданской войны. Февральская революция и Крым. Крым в 1918г. Провозглашение
Социалистической Советской Республики Таврида. Захват немецкими войсками Крыма. Крым в 1919 г. Активная помощь белому движению
со стороны Антанты. 1920 г. Закрепление белогвардейских войск в Крыму. Барон П.Н. Врангель. Формирование Южного фронта. М.В.
Фрунзе. Наступление Красной армии. Основные боевые операции. Победы Красной армии. Последствия Гражданской войны и иностранной
интервенции для Крыма.
Тема 6. Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма»

12

«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация
и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и
кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и
секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь
и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации.
Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряжённости в деревне Кустарные промыслы как средство
выживания. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на
психологию населения.
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921 гг.»
Раздел II. Советский Союз в 1920–1930-е гг.
Тема 7. СССР в годы НЭПа. 1921–1928 гг.
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая
разруха. Голод 1921–1922 г. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование
священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков
от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных
отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразвёрстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии.
Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития
народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда»
(1927 г., с 1938 г. – Герой социалистического труда).
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание
новых национальных образований в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве.
Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной
политической системы. Смерть В. И. Ленина и борьба за власть. В. И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и
возрастание роли партийного аппарата. Роль И. В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП (б) к концу 1920х гг.
Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодёжная политика. Социальные
«лифты». Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация
детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы.
Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.
Тема 8. Советский Союз в 1929–1941 гг.
«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация:
региональная и национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и
стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы.

13

Коллективизация сельского хозяйства и её трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление
колхозного строя. Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932–1933 гг. как
следствие коллективизации.
Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой. Горьковский автозавод.
Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство московского метрополитена. Создание новых отраслей
промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие
военной промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу.
Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации.
Утверждение «культа личности» Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных руководителей.
Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение
цензуры. Издание «Краткого курса» истории ВКП(б) и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы.
Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и
национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его
контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий.
Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г.
Тема 9. Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг.
Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в
обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку,
воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое
движение в церкви. Положение нехристианских конфессий.
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные
направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства.
Культурная революция и её особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и
смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты
красной профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского
патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры.
Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды лётчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научноинженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Установление жесткого
государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры.
Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в
1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы
гражданской и военной техники.
Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня доходов
населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия
14

вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные
формы быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве.
Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне.
Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников.
Крым в 20-30-е гг. Образование Крымской Автономной Советской Социалистической Республики. Принятие Конституции КАССР,
ее основные положения. Крым - всесоюзная здравница. Открытие «Артека» (1925). Социально-экономическое развитие Крыма во второй
половине 20-х - 30-х гг. Проведение индустриализации и коллективизации. Принятие новой Конституции 1937г. Массовое переименование
населенных пунктов и улиц. Развитие культуры. Наука. Образование. Искусство. Н.С. Самокиш, С.Н. Сергеев-Ценский, К.А. Тренёв, А.С.
Грин.
Тема 10. Внешняя политика СССР в 1920–1930-е гг.
Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность
Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной
изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему
коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке ХалхинГол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение
трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной
изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и
Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией.
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Советский Союз в 1920–1930-е гг.»
Раздел III. Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.
Тема 11. Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942 гг.)
План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Вторжение Германии и её сателлитов на территорию СССР.
Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны.
Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И. В. Сталин – Верховный
главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение.
Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда.
Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны».
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в
контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой-весной 1942 г. Неудача
Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы.
Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка
экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и
транспорте.

15

Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан.
Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и
медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей.
Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развёртывание партизанского движения.
Тема 12. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 гг.)
Германское наступление весной-летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Сталинградская битва. Оборона
Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром
окружённых под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом.
Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход
советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы.
Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной
армии летом — осенью 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда.
Развёртывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и
подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом (коллаборационизм): формы, причины, масштабы. Создание
гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы
на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантам в 1943–1946 гг.
Человек и война: единство фронта и тыла. «Все для фронта, все для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в
промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в
фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на
войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы
снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы
по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ.
Культурное пространство войны. Песня «Священная война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы,
художники, учёные в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и
фольклор. Кино военных лет.
Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г.
Патриотическое служение представителей религиозных конфессий.
Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники.
Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а также
польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте.
Тема 13. Победа СССР в Великой Отечественной войне Окончание Второй мировой войны (1944 – сентябрь 1945 гг.)
Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в
Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое
содружество советской армии и войск - стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе.
16

Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло - Одерская операция. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.
Репатриация советских граждан в ходе войны и после её окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР
над Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в освобождённых районах. Начало советского «Атомного проекта». Реэвакуация и
нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортации «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви. Поместный
собор 1945 г.
Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии.
Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика
денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций.
Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Советско-японская война 1945 г. Разгром
Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Создание ООН.
Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы.
Осуждение главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Людские и
материальные потери.
Изменения политической карты Европы.
Крым в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)
Планы фашистского руководства Германии относительно Крыма. Мобилизационные мероприятия. 51-ая армия. Вторжение немецких
и румынских войск в Крым.
250-дневная оборона Севастополя. Керченско-Феодосийская десантная операция. Героизм советских людей и человеческие потери.
Оккупационный режим. Нацистский «новый порядок». Массовое уничтожение людей. Холокост. Геноцид евреев, крымчаков.
Борьба народа с оккупационным режимом. Подвиг героев Аджимушкая. Подпольное и партизанское движение. А.В. Мокроусов.
Освобождение Крыма (1944). Крымская наступательная операция. Прорыв Перекопских укреплений (8 апреля 1944г.), Освобождение
Симферополя (13 апреля 1944г.), Освобождение Севастополя (9 мая 1944г.). Депортация из Крыма крымских татар, армян, болгар, греков.
Крымская (Ялтинская) конференция «большой тройки». Страшные итоги и последствия войны и фашистской оккупации для Крыма.
Административно-территориальное устройство. Преобразование Крымской Автономной Республики в Крымскую область РСФСР.
Итоговое повторение . Повторение проводится по основным вопросам курса.

3. Тематическое планирование
№
темы

Название раздела/главы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Кол-во
часов

10 класс
17

ИСТОРИЯ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

1
2
3
4

Введение. Новейшая история как историческая эпоха
Глава I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Глава II. Межвоенный период (1918–1939)
Глава III. Вторая мировая война

5

Раздел I. Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921
гг.
Раздел II. Советский Союз в 1920–1930-е гг.
Раздел III. Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.
Итоговое повторение
ИТОГО

24
1
4
12
7
44
13

Моя история
День борьбы с терроризмом
День пожилого человека
Православие в РФ

ИСТОРИЯ РОССИИ

6
7
8

Забота о подрастающем поколении в законодательствеРФ
День Мужества
День Победы
День Матери

13
13
5
68

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».