ОРКСЭ

1. Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и
уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы
культурных традиций многонационального народа России.

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
обществе.
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

2. Содержание программы
.Россия – наша Родина. Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные
традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия.
Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы,
религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Нравственный закон в светской и религиозной
жизни. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Кого православная культура
называет Творцом. Вечные вопросы человечества.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто
такие святые. повседневной жизни православных верующих.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет. Библия как источник
знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение
Евангелия среди славянских народов.
Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Чему учил Христос. Какое сокровище нельзя украсть. Как христиане
относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными
сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.
Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. Как Бог стал человеком. События жизни Иисуса
Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды.
Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как
Спасителе. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Пасха – главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для
православных верующих. Подготовка к Пасхе. Русская Пасха. Как празднуют Пасху. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба
в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Чем человек отличается от животного. Что
такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души
христианина.

Совесть и раскаяние. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. О подсказках совести.
Раскаяние. Как исправить ошибки. Совесть в системе нравственных ценностей православия.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей.
Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех
заповедей. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно
делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.
Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Почему главное правило
этики называется «золотое».
Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на
Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в
храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны
строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.
Икона. Фрески и иконы в храме. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для
православных верующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения
искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе.
Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в
христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни
страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.
Подвиг. Что такое подвиг, жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых
люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.
Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства
Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои
поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений.
Прощение, умение прощать.
Чудо в жизни христианина. Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой
Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в
Божий суд влияет на поступки христиан.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной
традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания.
Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной
традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.
Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции
монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни,
монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и
благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.
Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за
сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на
природу?
Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи,
любви и верности – светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и
смирение как христианские добродетели.
Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России
вместе сражались разные народы. Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с
Челубеем.
Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен
христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни
относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как
основа любви. Защита Родины.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся,
поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания
(творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

3.Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
№
п/п

Наименование раздела

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

Количество часов

1.

Введение.

Моя история

1

2.

Культура и религия

Святые, прославившие Отечество

28

3.

Духовные ценности и нравственные идеалы
в жизни человека и общества

Воспитай патриота в себе

5

Итого

34

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».