РП ОБЖ 10-11 классы 2022-2023

В 2022/2023 учебном году продолжается реализация
Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» (далее - ОБЖ). Целью является обеспечение
условий качественного развития учебного предмета ОБЖ, изменение
его образовательного статуса в соответствии со степенью важности
формируемых им компетенций в области безопасности личности,
общества и государства, государственным заказом, потребностями
населения и перспективными задачами развития российского
общества. Приобретение знаний, умений и навыков в области
безопасности жизнедеятельности должно стать осмысленным и
внутренне согласованным процессом.
Одним из основных направлений реализации Концепции
является использование практико-ориентированных интерактивных
форм организации учебных занятий с акцентом на применение
тренажерных систем и виртуальных моделей, способных отображать
объекты,
не
воспроизводимые
в
обычных
условиях,
обеспечивающих электронную поддержку выданных для решения
ситуационных задач, отражающих повседневную действительность.
В соответствии с ФГОС общего образования учебный предмет
«Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным
для изучения на уровне среднего общего образования вне
зависимости от профиля.
Учебный предмет должен обеспечить:
- сформированность экологического мышления, навыков
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни, понимание рисков и угроз современного мира;
- знание правил и владение навыками поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного
характера;
- владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в
опасных и чрезвычайных ситуациях, а так же навыками оказания
первой помощи пострадавшим;
- умение действовать индивидуально и в группе в опасных и
чрезвычайных ситуациях.
Личностные результаты:
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника ("портрет выпускника школы"):
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его
культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи,
российского
гражданского
общества,
многонационального
российского
народа,
человечества,
осознающий
свою
сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно

познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и
творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания
окружающего мира; мотивированный на творчество
и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебноисследовательскую, проектную и информационно-познавательную
деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий
закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей,
обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный
диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий
значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей
своей жизни.
- готовый и способный обучаться и саморазвиваться и к
личностному самоопределению, с сформированностью и мотивацией
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- понимающий системы значимых социальных и межличностных
отношений,
ценностно-смысловых
установок,
отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности.
- поддерживающий правосознание, экологическую культуру.
- способный ставить цели и строить жизненные планы,
осознающий
российскую
гражданскую
идентичность
в
поликультурном социуме;
Рабочая программа воспитания (программа воспитания,
утвержденная приказом от 24.06.2021 N273, с изменениями,
внесёнными приказом от 31.08.2022 N320).
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
• гражданское воспитание — формирование российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности
граждан Российской Федерации, к народу России как
источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, изучение и
уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России;
• патриотическое воспитание — воспитание любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим
народам России; историческое просвещение, формирование

•

•

•

•

•

•

российского
национального
исторического
сознания,
российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе
духовно-нравственной
культуры
народов
России,
традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности,
доброты,
милосердия,
сопереживания,
справедливости,
коллективизма,
дружелюбия
и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их
вере и культурным традициям;
эстетическое воспитание — формирование эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и
мирового искусства;
физическое
воспитание,
формирование
культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия
—
развитие
физических способностей
с
учетом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей),
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе,на достижение
выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных
духовных
ценностей,
навыков
охраны,
защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учетом
личностных интересов и общественных потребностей.

Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования установлены в соответствующих
ФГОС.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена
деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС.

Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских
базовых (гражданских, конституционных) ценностей, обеспечивают
единство воспитания, воспитательного пространств.
Гражданское воспитание.
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском
обществе, в мировом сообществе
Сознающий свое единство с народом России как источником
власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с
Российским государством, ответственность за его развитие в
настоящем и будущем на основе исторического просвещения,
сформированного российского национального исторического
сознания
Проявляющий готовность к защите Родины, способный
аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа
России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду. Ориентированный на активное гражданское
участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод
сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой
дискриминации по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности
Обладающий опытом гражданской социально значимой
деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтерском
движении, экологических, военно-патриотических и других
объединениях, акциях, программах)
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу
Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую
культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому
и культурному наследию своего и других народов России,
традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в
родной стране — России
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за
рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в
сохранении российской культурной идентичности.

Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовнонравственным ценностям, культуре народов России с учетом
мировоззренческого, национального, конфессионального
самоопределения .
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных ценностей и норм с
осознанием последствий поступков, деятельно выражающий
неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих этим ценностям
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека,
свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к
представителям различных этнических групп, религий народов
России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с
учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан
Понимающий и деятельно выражающий ценность
межрелигиозного, межнационального согласия людей, народов в
России, способный вести диалог с людьми разных
национальностей, религиозной принадлежности, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе
российских традиционных семейных ценностей; понимании брака
как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от
родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и
значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы
народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению
как средству познания отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
искусства, российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства,
понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на
поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе,
значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение,
реализацию творческих способностей в разных видах искусства с
учетом российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия.
Понимающий и выражающий в практической деятельности
ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий
в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других
людей. Соблюдающий правила личной и общественной
безопасности, в том числе безопасного поведения в
информационной среде
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха,
физическую активность), стремление к физическому
совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных
привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых
форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и
цифровой среде, понимание их вреда для физического и
психического здоровья .
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния
(физического, эмоционального, психологического), состояния
других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим эмоциональным состоянием, развивающий
способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным,
информационным, природным)
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения,
края, страны, трудовые достижения российского народа
Проявляющий способность к творческому созидательному
социально значимому труду в доступных по возрасту социальнотрудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в
условиях самозанятости или наемного труда .
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности
разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей
местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные
периоды, с учетом соблюдения законодательства .
Выражающий осознанную готовность к получению
профессионального образования, к непрерывному образованию в
течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой

деятельности, регулирования трудовых отношений,
самообразования и профессиональной самоподготовки в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый
учиться и трудиться в современном обществе .
Ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной
трудовой деятельности в российском обществе с учетом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической
культуры на основе понимания влияния социально-экономических
процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, понимание
своей ответственности как гражданина и потребителя .
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для
разумного, бережливого природопользования в быту,
общественном пространстве .
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности,
участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учетом своих интересов, способностей,
достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине
мира, достижениях науки и техники, аргументированно
выражающий понимание значения науки в жизни российского
общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном,
социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения
достоверной научной информации и критики антинаучных
представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной
и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
Профилактика и безопасность
Реализация воспитательного потенциала профилактической
деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и
комфортной
среды
в
общеобразовательной
организации
предусматривает (указываются конкретные позиции, имеющиеся в
общеобразовательной организации или запланированные):

• организацию деятельности педагогического коллектива по

•

•

•

•

•

•

•

созданию в общеобразовательной организации эффективной
профилактической
среды
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной
деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др . );
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов,
коррекционных педагогов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и т д );
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их
окружением, организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных
и природных рисков в общеобразовательной организации и в
социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные,
против курения; безопасность в цифровой среде; профилактика
вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы,
субкультуры; безопасность дорожного движения; безопасность на
воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность;
гражданская
оборона;
антитеррористическая,
антиэкстремистская безопасность и т. д . );
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков
саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению
— познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт),
значимое общение, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др );
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, агрессивного
поведения и др );

• профилактику расширения групп, семей обучающихся, требую-

щих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально
неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д . ) .
Социальное партнерство
Реализация
воспитательного
потенциала
социального
партнерства предусматривает (указываются конкретные позиции,
имеющиеся
в
общеобразовательной
организации
или
запланированные):
• участие представителей организаций-партнеров, в том числе
в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении
отдельных мероприятий в рамках рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы
(дни открытых дверей, государственные, региональные,
школьные праздники, торжественные мероприятия и т п );
• участие представителей организаций-партнеров в проведении
отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных
мероприятий
соответствующей
тематической
направленности;
• проведение на базе организаций-партнеров отдельных
уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций
воспитательной направленности;
• открытые
дискуссионные
площадки
(детские,
педагогические,
родительские,
совместные)
с
представителями организаций-партнеров для обсуждений
актуальных
проблем,
касающихся
жизни
общеобразовательной
организации,
муниципального
образования, региона, страны;
• социальные проекты, совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися, педагогами с организациямипартнерами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и т. д . направленности,
ориентированные
на
воспитание
обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение .
Профориентация
Реализация воспитательного потенциала профориентационной
работы
общеобразовательной
организации
предусматривает
(указываются
конкретные
позиции,
имеющиеся
в
общеобразовательной организации или запланированные):
• циклы профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и
реализации своего профессионального будущего;

• профориентационные игры — симуляции, деловые игры,

•
•

•

•

•
•

•

квесты, решение кейсов, расширяющие знания о профессиях,
способах выбора профессий, особенностях, условиях разной
профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие
начальные представления о существующих профессиях и
условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей,
дней открытых дверей в организациях профессионального,
высшего образования;
организацию
на
базе
детского
лагеря
при
общеобразовательной организации профориентационных
смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в
той или иной профессии, развить соответствующие навыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернетресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение
профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов
по
интересующим
профессиям
и
направлениям
профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных
проектов;
индивидуальное
консультирование
психологом
обучающихся и их родителей (законных представителей) по
вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных
особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в
выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках
различных курсов по выбору, включенных в обязательную
часть образовательной программы, в рамках компонента об
участниках образовательных отношений, внеурочной
деятельности или дополнительного образования.

Анализ воспитательного процесса
Анализ
воспитательного
процесса
осуществляется
в
соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания,
личностными результатами обучающихся на уровнях начального
общего, основного общего, среднего общего образования,
установленных соответствующими ФГОС .
Основным методом анализа воспитательного процесса
является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью

выявления основных проблем и последующего их решения, с
привлечением
(при
необходимости)
внешних
экспертов,
специалистов
Планирование анализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы .
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
• взаимное уважение всех участников образовательных
отношений;
• приоритет
анализа сущностных сторон воспитания
ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а
качественных показателей, таких как сохранение уклада
общеобразовательной
организации,
качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогами,
обучающимися и родителями;
• развивающий
характер
осуществляемого
анализа
ориентирует на использование результатов анализа для
совершенствования
воспитательной
деятельности
педагогических работников (знания и сохранения в работе
цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания совместной деятельности с обучающимися,
коллегами, социальными партнерами);
• распределенная ответственность за результаты личностного
развития обучающихся ориентирует на понимание того, что
личностное развитие — это результат как организованного
социального воспитания (в котором общеобразовательная
организация участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации, и
саморазвития
Предметные результаты:
- сформированность научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приёмами;
- сформированность современной культуры безопасности
жизнедеятельности
на
основе
осознания
и
понимания
необходимости защиты личности, общества и государства от
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера;
- понимание
роли
государства
и
действующего
законодательства в обеспечении национальной безопасности и
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от
экстремизма и терроризма;

- понимание необходимости подготовки и подготовку к
военной службе;
- сформированность установки на здоровый и разумный
образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков,
табака и нанесение
иного вреда здоровью;
- сформированность
антиэкстремистской
и
антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и
окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, включая
экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и
государства;
- знание безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
- умение оказать первую самопомощь и первую помощь
пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их
характерным признакам, а также на основе информации из
различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной
опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;
овладение основами экологического проектирования
безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и
социальных рисков на территории проживания.

Метапредметные результаты:
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия
и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной
и социальной практике, самостоятельность в планировании и
осуществлении учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к
построению индивидуальной образовательной траектории, владение
навыками учебно - исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности
выпускники школы должны научиться:
- применять основные правила безопасного поведения в
повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также

правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
- понимать организацию защиты населения в Российской Федерации
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и
организационные основы борьбы с терроризмом;
- соблюдать основные принципы здорового образа жизни,
приобретут убеждения и потребности в соблюдении норм здорового
образа жизни
- знать и применять правила оказания первой медицинской помощи;
- понимать основы обороны государства и военной службы;
- чтить и уважать боевые традиции Вооруженных Сил России,
государственные и военные символы Российской Федерации.
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся
опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать
решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной
ситуации и во время чрезвычайной ситуации, владеть навыками в
области гражданской обороны;;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных
состояниях;
- выполнять
основные действия, связанные с будущим
прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское
приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова,
стрельба из автомата и т.д.), психологически и физически
подготовятся к прохождению военной службы по призыву;
- пользоваться справочной литературой для целенаправленной
подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Выпускники получат возможность использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности. В повседневной
жизни это будет способствовать обеспечению личной безопасности
в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера, в том числе при угрозе террористического акта или при
захвате в заложники;
10 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и
государства.
1.Автономное пребывание человека в природной среде.
2.Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной
среде. 3.Обеспечение личной безопасности на дорогах.
4.Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.
5.Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные
последствия.
6.Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в
условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
7.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные

последствия.
8.Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в
условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера.
9.Военные угрозы
национальной
безопасности
России
и
национальная оборона.
10.Характер современных войн и вооруженных конфликтов.
11.Нормативно-правовая база Российской Федерации в области
обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.
12.Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (АСЧС), ее структура и задачи.
13.Терроризм и террористическая деятельность, их цели и
последствия.
14.Факторы способствующие вовлечению в террористическую
деятельность. Профилактика их влияния.
15.Экстремизм и экстремистская деятельность.
16.Основные
принципы
и
направления
противодействия
террористической и экстремистской деятельности.
17.Положения Конституции Российской Федерации, Концепции
противодействия терроризму в Российской Федерации,
Федеральных законов « О противодействии терроризму» и « О
противодействии экстремистской деятельности».
18.Роль государства в обеспечении национальной безопасности
Российской Федерации.
19.Значение нравственных позиций и личных качеств в
формировании антитеррористического поведения.
20.Культура
безопасности
жизнедеятельности
условие
формирования
антитеррористического
поведения
и
антиэкстремистского мышления.
20. Уголовная ответственность за террористическую деятельность.
21. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.
22. Правила безопасного поведения при угрозе террористического
акта.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни.
1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая
подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности.
2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и
профилактика.
3. Здоровый образ жизни.
4.Биологические ритмы и их влияние на работоспособность
человека.
5.Значение двигательной активности и физической культуры для
здоровья человека.
6.Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика

вредных привычек.
Модуль III. Обеспечение военной безопасности государства.
1.Гражданская оборона - составная часть обороноспособности
страны.
2.Основные виды оружия и их поражающие факторы.
3.Оповещение и информирование населения о чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени.
4.Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени.
5.Средства индивидуальной защиты.
6.Организация проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.
7.Организация гражданской обороны в общеобразовательной
организации.
8.История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.
9.Памяти поколений — дни воинской славы России.
10.Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и
управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
11.Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение.
Вооружение и военная техника СВ.
12.Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение.
Вооружение и военная техника ВВС.
13.Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение.
Вооружение и военная техника ВМФ.
14.Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и
предназначение. Вооружение и военная техника РВСН.
15.Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.
16.Войска воздушно-космической обороны , их состав и
предназначение.
17.Войска и воинские формирования, не входящие в состав
Вооруженных сил Российской Федерации.
18.Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника
Отечества.
19.Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности
частей и подразделений.
20.Размещене военнослужащих.
21.Распределение времени и повседневный порядок.
22.Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.
23.Суточный наряд. Общие положения.
24.Обязанности дежурного по роте.
25.Обязанности дневального по роте.
26.Организация караульной службы. Общие положения.
27.Часовой и его неприкосновенность.

28.Обязанности часового.
29.Строи и управление ими.
30.Строевые приемы и движения без оружия.
31.Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в
движении.
32.Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и
отход от него.
33.Строи отделения, развернутый строй, походный строй.
34.Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в
движении.
35.Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
36.Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова.
37.Порядок и правила стрельбы из автомата.
38.Современный бой.
39.Обязанности солдата в бою.
11 класс.
Модуль I. Основы безопасности личности,
общества и государства.
1.Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в
области пожарной безопасности.
2.Правила личной безопасности при пожаре.
3.Обеспечение личной безопасности на водоемах.
4.Обеспечение личной безопасности в различных бытовых
ситуациях.
5.Национальный антитеррористический комитет (НАК), его
предназначение, структура и задачи.
6.Контртеррористическая операция и условия ее проведения.
7.Правовой режим контртеррористической операции.
8.Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.
9.Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с
терроризмом.
10.Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в
пресечении международной террористической деятельности за
пределами страны.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни.
1.Правила личной гигиены.
2.Нравственность и здоровый образ жизни.
3.Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики.
4.Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧинфекции.
5.Семья в современном обществе. Законодательство и семья.
6.Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

7.Первая помощь при ранениях.
8.Основные правила оказания первой помощи.
9.Правила остановки артериального кровотечения.
10.Способы иммобилизации и переноска пострадавшего.
11.Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
12.Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди,
травме живота.
13.Первая помощь при травмах в области таза, при повреждении
позвоночника, спины.
14.Первая помощь при остановке сердца.
Модуль III. Обеспечение военной безопасности
государства.
1.Основные задачи современных Вооруженных Сил России.
2.Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных
Сил Российской Федерации.
3.Боевое знамя воинской части - символ воинской чести,
достоинства и славы.
4.Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою
ина военной службе.
5.Военная форма одежды.
6.Основные понятия о воинской обязанности.
7.Организация воинского учета.
8.Первоначальная постановка граждан на воинский учет.
9.Обязанности граждан по воинскому учету.
10.Обязательная подготовка граждан к военной службе.
11.Требования к индивидуальным качествам специалистов по
сходным воинским должностям.
12.Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
13.Добровольная подготовка граждан к военной службе.
14.Организация медицинского освидетельствования граждан при
постановке на воинский учет.
15.Профессиональный психологический отбор и его предназначение.
16.Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
17.Правовые основы военной службы.
18.Статус военнослужащего.
19.Военные аспекты международного права.
20.Общевоинские уставы.
21.Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской
Федерации.
22.Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской
Федерации.
23.Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил
Российской Федерации. стрелкового
24.Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

25.Основные виды воинской деятельности.
26.Основные особенности воинской деятельности.
27.Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным
и индивидуально-психологическим качествам гражданина.
28.Военнослужащий — патриот.
29.Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил
Российской Федерации.
30.Военнослужащий — специалист своего дела.
31.Военнослужащий — подчиненный, , выполняющий требования
воинских уставов, приказы командиров и начальников.
32.Основные обязанности военнослужащих.
33.Порядок вручения Боевого Знамени воинской части.
34.Порядок приведения к Военной присяге (принесения
обязательства).
35.Порядок вручения личному составу вооружения , военной
техники и стрелкового оружия.
36.Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской
Федерации.
37.Призыв на военную службу.
38.Порядок прохождения военной службы.
39.Размещение и быт военнослужащих.
40.Особенности военной службы по контракту.
41.Альтернативная гражданская служба.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждого модуля.

№ Модулей( разделов и тем).

Наименование разделов и тем

Количество часов
Раздел

1

2

3
10 класс

11класс

I

Основы безопасности личности общества и
государства.

11

5

II

Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни

3

6

III

Обеспечение военной безопасности
государства

20

23

34

34

Итого

4.Календарный план воспитательной работы
№
П/
П

№
Наименование
Модулей разделов и тем
(раздело
в и тем).
1
2
3

Модуль воспитательной программы

Количество часов
Раздел

4
10
класс
11

11
класс
5

1

I

Основы
безопасности
личности общества
и государства.

Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(урок подготовки детей к действиям в
условиях различного рода чрезвычайных
ситуаций).
День солидарности в борьбе с
терроризмом.
Неделя безопасности дорожного
движения.

2

II

Всемирный день борьбы со СПИДом.
День Героев Отечества.

3

6

3

III

Основы
медицинских
знаний и здорового
образа жизни.
Обеспечение
военной
безопасности
государства.

День Неизвестного Солдата.
День памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества.
День защитника Отечества.
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный к празднованию
Всемирного дня гражданской обороны).
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(день пожарной охраны).
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

20

23

34

34

4

Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».