РП География 6-А,Б классы

1

Содержание учебного предмета.
6- А, Б КЛАСС
Повторение.
Раздел 1. Оболочки Земли
Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые
и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана
на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом
океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана. Воды суши. Способы изображения внутренних вод на
картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники:
горные и покровные. Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия
образования межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.
Практические работы
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации.
3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.
Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры
воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом.
Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных
лучей. Годовой ход температуры воздуха.
1

2

Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных
осадков. Виды атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Синоптическая карта.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог.
Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в
атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог.
Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли.
Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными
элементами погоды.
Тема 3. Биосфера — оболочка жизни
Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Круговороты веществ на Земле.
Профессии биогеограф и геоэколог.
Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.
Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира.
Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.
Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.
Исследования и экологические проблемы.
Природно-территориальные комплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и
локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Природные зоны.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа
1. Характеристика растительности участка местности своего края.
2

3

Практическая работа (выполняется на местности)
2. Характеристика локального природного комплекса по плану.

6-А, Б класс.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого
развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к
участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтерство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе
личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом
осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических
культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других
регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
3

4

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических
наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической
информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности
жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил
безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного
образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия
4

5

— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их
сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной
географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях
географических объектов, процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению
особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими
объектами, процессами и явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей
среды.
Работа с информацией
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников
географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
5

6

— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
—
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою
часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте.
6

7

Самоконтроль (рефлексия)
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условия
Принятие себя и других
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
— Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных
географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;
— приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;
— сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;
— различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
— применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
— классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;
— различать питание и режим рек;
— сравнивать реки по заданным признакам;
— различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
— устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
— приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
— называть причины образования цунами, приливов и отливов;
— описывать состав, строение атмосферы;
7

8

— определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости
от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных
компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;
— объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха
и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;
— различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;
— устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его
относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
— сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла,
получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;
— различать виды атмосферных осадков;
— различать понятия «бризы» и «муссоны»;
— различать понятия «погода» и «климат»;
— различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;
— применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
— выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;— проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления,
скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и
представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме;— называть границы биосферы;
—приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;
— различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
— объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;
— сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;
— применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот
веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;
— приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей
местности, путей решения существующих экологических проблем.
8

9

Тематическое планирование.
№
п/п

Содержание.

6 КЛАСС
Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
Раздел 1. Оболочки Земли
Инструктаж по ТБ. Безопасность
школьников в сети Интернет.

Всего
часов

Контрольные Практические
работы
работы

1.

Повторение.

1.1.

Гидросфера — водная оболочка Земли

Формирование основ экологической
культуры на примере значения и охраны
пресных вод.

24

1.2.

Атмосфера — воздушная оболочка

Формирование основ экологической
культуры на примере выяснения причин
загрязнения атмосферы.

22

1.3.

Биосфера — оболочка жизни

Всемирный день окружающей среды.
Формирование эмоциональноценностного отношения к окружающей
среде, осознание необходимости ее
сохранения и рационального
использования.

14

1

2

68

2

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

9

8

1

3

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».