Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новофедоровская школа-лицей имени Героя Российской Федерации Т.А.Апакидзе» Сакского района Республики Крым ОСМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО оврдйтель МО / Зимбицкая С.В длись ФИО пгокол заседания ШМО 30.08 2022 г. № 1 Заместитель директора МБОУ «Новофедоровская школа-лицей имени Героя Росе^ищ ой Федерации Т.А.Апакидзе» I. Ю. Лях Ф.И.О. Приказ от 31.08.2022 № 311 Директор МБОУ «Новофедоровская ш* Дмени > Героя I Рфсийской < Т.А.Аца/йдзе» ' '. j /В. Ц. Емельянова подпись : Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет___________Русский язык___________ Класс____________________7 -А _____________ Уровень__________ базовый________________ Учитель Згшбиикая Светлана Витальевна Ф.И.О. учителя-разработчика Срок реализации программы один год Количество часов: Всего 136 : в неделю_______ 4 часа. грамма составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, г 'раммы для общеобразовательных учреждений « Русский язык для 5-9 классов » Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова освещение», 2014), с учетом программы воспитания, утвержденной приказом от 24.06.2021 №273 с изменениями, внесёнными приказом от 3 !0 Рабочая программа ориентирована на учебник: «Русский язык. 7 класс». Авторы: Л. М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоров< I —l o W t Г Т 1 Т Л П ¥Г Г Т А /Г /\Л Т /Ч 1 П //I 1 л л /% п л т п г л » « * л \1 Т П О О 1 Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно -нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; — неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; — представление о способах противодействия коррупции; — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; — активное участие в школьном самоуправлении; — готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; — уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; — готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; — активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; — осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; — стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; — умение принимать себя и других, не осуждая; — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; — уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; — сформированное^ навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; — готовность адаптироваться в профессиональной среде; — уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; — повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; — активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; — осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; — готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: владение всеми видами речевой деятельности: 1) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; 2) владение разными видами чтения; 3) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; 4) овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий; 5) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; 6) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 7) умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; 8) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 9) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задач участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразован ия; владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями; • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных средств; говорение и письмо: умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации: способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 2 Содержание учебного предмета Русский язык в современном мире. Причастие. Причастие - особая форма глагола ( общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль). Действительные и страдательные причастия. Склонение причастий. Причастный оборот, его роль в предложении, знаки препинания при нем. Полные и краткие причастия. Орфография : написание суффиксов причастий ащ-ящ, ущ-ющ, ем(ом)-им, букв перед Н и НН; правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Буквы А (Я) -Е перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени. НЕ с причастиями. Деепричастие Деепричастие - особая форма глагола ( общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль). НЕ с деепричастиями. Одиночные деепричастия и деепричастия с зависимыми словами. Знаки препинания при них. Деепричастия совершенного и несовершенного вида ( образование, употребление в речи ). Наречие Наречие как часть речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль). Наречие как средство связи предложений в тексте, а также как способ повышения выразительности речи и выражения оценки. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Ударение в наречиях. Способы образования наречий. Орфография : Не с наречиями, НЕ и НИ в наречиях; буквы О, А на конце наречий; буквы О,Ё после шипящих на конце наречий; «Ь» на конце наречий после шипящих; Н и НН в наречиях слитное и раздельное написание наречий; дефис в наречиях. Предлог. Предлог как служебная часть речи. Предлоги производные и непроизводные. Правописание предлогов. Союз. Союз как служебная часть речи. общие сведения о сочинительных и подчинительных союзах. Правописание союзов. Частица. Частица как служебная часть речи. разряды частиц по значению. Правописание частиц. Междометия, их особенности. Знаки препинания при междометиях. Звукоподражательные слова, их назначение в речи. 3 Тематический № п/п Разделы Количество часов программы план Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Из них теоретический развитие контрол. материал речи работы, диктанты 1 Введение. 12 8 4 День знаний. День окончания Второй мировой войны 2022г. - 2031 десятилетие науки и технологий в России День солидарности в борьбе с терроризмом Уроки нравственности ( Ко всемирному Дню благотворительности) Повторение. 2 Причастие. 33 38 3 1 3 Деепричастие. 16 17 3 1 Патриотическое воспитание: день памяти российского полководца Багратиона Уроки нравственности ( ко Дню пожилого человека) День учителя Международный день школьных библиотек Эстетическое воспитание: к Международному дню художника День толерантности. Экологическое воспитание: Международный день Черного моря Патриотическое воспитание ( ко Дню народного единства)уроки нравственности ( ко Всемирному дню сирот) Здоровьесберегающие технологии( к Международному дню отказа от курения) Международный день музыки. День памяти богатыря Святогора Патриотическое воспитание: день неизвестного солдата Патриотическое воспитание: день Героев Отечества. Международный день памяти жертв преступления и геноцида. Правовое воспитание ( ко Дню прав человека) Патриотическое воспитание ( ко Дню Андреевского флага) Культурное воспитание ( традиции празднования Нового года) Гражданское воспитание: День Конституции РФ 4 Наречие. 34 35 5 1 5 Предлог. Союз. 24 25 2 1 6 Частица. Междометия. 10 14 1 9 Повторение. 6 5 1 2 136 142 19 6 В сего: Культурное воспитание( религиозные праздники: Рождество, Крещение) Патриотическое воспитание( ко Дню снятия блокады Ленинграда) Патриотическое воспитание( ко Дню Республики Крым) Нравственное воспитание: (ко Дню святости человеческой жизни) Международный День памяти жертв Холокоста Поэтические пятиминутки: чтение наизусть стихотворений Смелякова( 110 лет со дня рождения) Предметная неделя Нравственное воспитание: Международный женский день Нравственное воспитание: День добрых дел День воссоединения Крыма с Россией Патриотическое воспитание( День воинской славы России, посвященный Сталинградской битве) Патриотическое воспитание: День памяти юного героя-антифашиста День защитника Отечества Культурное воспитание ( ко Дню балета) Неделя науки и техники для детей и юношества. День российской печати Обычаи празднования Пасхи Экологическое воспитание( к Международному дню Матери-Земли) Эстетическое воспитание: русские художники-пейзажисты Устное сочинение ( в честь Международного дня матери) Поэтические пятиминутки ( чтение стихов о ВОВ) Устное сочинение ( к Международному дню памятников и памятных мест) Заочная экскурсия( к Международному дню музеев) День Волги Мероприятия ко Дню славянской письменности и культуры